logo
мрр семинары

Вариант I. Занятие по ознакомлению с деревом и металлом в средней группе

(Из книги: Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе дет­ского сада. — М.: Просвещение, 1983.)

Цель: используя прием сравнения, познакомить детей с деревом и метал­лом, качествами этих материалов: металл тверже, тяжелее, звонче дерева; объяс­нить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла; предло­жить детям в убрать один из предметов на столе воспитателя, объяснить, из чего он сделан.

Материал: пластины из дерева и из металла.

Ход занятия:

Педагог показывает детям металлическую пластину, спрашивает, из чего она сделана, уточняет и обобщает ответы: «Пластина из металла. Если она из металла, про нее можно сказать и так: пластина металлическая». Дети повторяют.

Педагог показывает деревянную пластину, проводит аналогичный анализ. Закрепляет в речи детей слова: из дерева, деревянный.

Далее воспитатель предлагает сравнить дерево и металл: «Возьмите метал­лическую и деревянную пластины. Потрогайте металл и дерево, подержите их в руках. Металл какой? Правильно, он гладкий. А дерево? (шероховатое, не глад­кое, шершавое). Возьмите металлическую пластину, попытайтесь ее согнуть. Сильнее, сильнее сгибайте. Сгибается пластинка? А попробуйте согнуть, сло­мать деревянный бросок. И все-таки дерево мягче, чем металл, а металл тверже».

«Давайте послушаем, как стучат металлические и деревянные предметы». Берет 2 деревянные и 2 металлические ложки, слушают звучание. Воспитатель делает обобщение: «Звонче ударяются металлические ложки.

Эти ложки сделаны из... Они.... (деревянные, металлические)».

«Мы познакомились со свойствами дерева и металла, выяснили, что металл гладкий, а дерево какое? (шершавое, шероховатое). Мы определили, что металл твердый, а дерево тоже твердое, но мягче металла. Звук от удара металлических предметов звонче. Есть еще одно отличие. Положите на одну ладонь деревянную пластину, на другую металлическую. Что тяжелее: дерево или металл? Да. ме­талл тяжелее, а дерево легче.

Далее воспитатель предлагает детям взять по одному предмету (они приго­товлены заранее), назвать предмет и материал, из которого он сделан, Затем предлагает взять деревянные предметы и рассказать, чем они отличаются от ме­таллических. Затем выбрать металлические предметы».