logo
мрр семинары

Конспект 2. Чтение рассказа н. Носова «Фантазеры»

(Из книги: ГуровичЛ. М. БереговаяЛ. Б., Логинова В. И. Пирадова В. И. Ребёнок и книга. — СПб.: Детство-Пресс, 1999)

Рассказы и сказки Н. Носова для детей совмещают в себе два ценных и ред­ко соединяемых качества — юмор и поучительность.

В рассказе «Фантазеры» Н. Носов забавно, занимательно и понятно говорит с ребенком-читателем о сложных вещах — об отличии веселой, несущей людям радость, бескорыстной фантазии (вымысла) от лжи (измышления), придуманной для какой-либо выгоды.

Программное содержание:

1. Помочь детям проникнуть в замысел рассказа: веселая добрая фантазия доставляет радость, ложь — неприятности, огорчения.

2. Помочь осознать смысл слова «фантазеры» («фантазия»), учить самостоятельно объяснять его, используя текст рассказа. Обратить внимание детей на неко­торые приемы комического (смешные ситуации, преувеличения, игра слов и др.).

3. Воспитывать чувство юмора — умение понимать и ценить юмор, радо­ваться ему.

Ход занятия:

1. Перед чтением воспитатель залает детям вопросы: «Любите ли вы смеш­ные, веселые книги? За что вы их любите?» Сообщает название рассказа и имя автора. Спрашивает, кого, по их мнению, называют фантазерами. (Если дети не смогут ответить или скажут неправильно, нет смысла объяснять им это слово на данном этапе занятия — сам рассказ Н. Носова ярко и четко раскроет его смысл.) Читает рассказ.

2. После чтения воспитатель обращается к детям со следующими вопросами.

— Чем вам понравился рассказ?

— Что показалось вам в рассказе особенно смешным?

— Кто из ребят вам понравился больше? Почему?

— Какие были Стасик и Мишутка? (Веселые, умные, смешные. справедли­вые, добрые.)

— Почему Носов назвал их фантазерами? (Они придумывали истории смешные, интересные, невероятные, как сказка.)

— А был ли фантазером Игорь? (Но он ведь тоже придумывал?)

— Как назвали его ребята? (Кого так можно назвать?)

— Чем отличаются выдумки фантазеров Стасика и Мишутки от выдумки Игоря? (У Стасика и Мишутки выдумки веселые, добрые, а у Игоря — плохие, злые. Он их сочинял ради своей выгоды.)

3. Продолжая беседу, педагог спрашивает детей: «Какую из придуманных Мишуткой и Стасиком историй вы хотели бы послушать еще раз?» Читает от­рывки по заявкам.

Для этого: