Занятие 3 Теоретические основы развития речи дошкольников
План занятия:
1. Психологические основы развития речи.
2. Физиологические предпосылки развития речи детей.
3. Педагогические основы развития речи дошкольников.
• Взаимосвязь задач по развитию речи детей в детском саду.
• Содержание работы по развитию речи дошкольников в современных образовательных программах.
• Методы и приёмы работы по развитию речи детей в детском саду.
• Формы работы по развитию речи дошкольников в детском саду.
Познакомьтесь с литературными источниками, раскрывающими психологические и физиологические предпосылки развития речи детей, подготовьтесь к их обсуждению на занятии.
Для этого вам необходимо проанализировать источники и оформить результаты в виде аннотации, рецензии, тезисов и прямого перефразирования текста.
Подсказка.
Аннотирование — свёрнутый пересказ прочитанного с последующей записью основных вопросов содержания.
Тезирование — краткая запись осваиваемого содержания, которой предшествует мысленное разбиение текста на части, после чего следует свёрнутая запись мысли.
Рецензирование — личностная оценка содержания статьи, книги, монографии, с достаточно доказательными аргументами позитивных и негативных высказываний по поводу прочитанного материала.
Прямое перефразирование — передача своими словами содержания главы из книги, текста, которая имеет ограничение в количестве слов и используется для ответа на вопрос, для анализа изучаемого материала.
Список рекомендуемой литературы
Леонтьев А. А. Речевая деятельность //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста — М.: Академия, 1999. (Прямое перефразирование статьи, объем 100-120 слов.)
Красногорский Н. И. Речевые рефлексы у детей. Там же. (Аннотирование статьи.)
Кольцова М. М. Движение и развитие сенсорной речи. Движение и развитие моторной речи. Там же. (Рецензирование статьи.)
Рубинштейн С. Л. Речь и мышление. Развитие речи у детей. Там же. (Тезирование статьи.)
Составьте схему, раскрывающую взаимосвязь задач развития речи детей дошкольного возраста.
Список рекомендуемой литературы
Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. (Конспектирование статьи)
Познакомьтесь с содержанием раздела «Развитие речи детей» (на примере старшего дошкольного возраста) в программе «Детство» и одной из программ по вашему выбору («Радуга», «Развитие», «Истоки»). Проведите сравнительный анализ раздела и занесите его результаты в таблицу 1.
Таблица1
Анализ раздела развития речи детей в современных образовательных программах
Критерии оценки |
Детство | «…» программа по выбору студента |
Как теоретические идеи программы находят отражение в разделе «Развитие речи детей»? |
|
|
Какие задачи развития речи рассматриваются как приоритетные? Как они взаимосвязаны? |
|
|
Как взаимосвязано развитие речи детей и ознакомление с окружающим миром (социальный мир и труд взрослых, предметный мир, мир природы) |
|
|
В каких видах деятельности развивается речь? |
|
|
Проанализируйте конспект занятия по развитию речи детей. Определите структуру занятия, цели каждой из частей, выделите методы и приемы, установите их связь с программным ее держанием занятия.
- Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста
- Занятия 1-2
- Занятие 3 Теоретические основы развития речи дошкольников
- Учебный конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию
- Занятие 4 Обучение детей диалогической речи
- Содержание разговоров с детьми разных возрастных групп
- Занятие 5 Теория и технология развития монологической речи детей
- Отбор наглядности разных видов (игрушки, предметы) для обучения рассказыванию детей разных возрастных групп
- Конспект занятия по рассматриванию картины «Новенькая»
- Занятие 6 Условия обучения детей творческому рассказыванию
- Методика обучения детей придумыванию загадок
- Занятие 8 Беседа как метод развития связной речи детей
- Занятие 9 Теория словарной работы в детском саду
- Задачи и содержание словарной работы в детском саду
- Занятие 10 Педагогическая технология словарной работы в детском саду
- Вариант I. Занятие по ознакомлению с деревом и металлом в средней группе
- Вариант 2. Занятие по ознакомлению со свойствами и качествами металла в средней группе
- Содержание работы по ознакомлению дошкольников со свойствами и качествами материалов
- Занятие 11 Технология формирования грамматического строя речи дошкольников
- Занятие 12 Технология воспитания у детей звуковой культуры речи
- Примерный план работы с детьми по постановке звука
- Занятие 13 Теории и технологии подготовки детей к обучению грамоте и чтению
- Анализ современных методик обучения грамоте и чтению для детей дошкольного возраста
- Занятие 14 Технологии обучения детей на занятиях по развитию речи
- Сравнительный анализ технологии занятий по развитию речи
- Вариант 1. Рассматривание картины в. М. Васнецова «Аленушка»
- Вариант 2. Обучение детей пересказу рассказа ю. Дмитриева «Сосновый лес»
- Занятие 15 Организация совместной деятельности воспитателя и детей в процессе ознакомления с художественной литературой
- Экспериментальная методика диагностики читательских интересов л. М. Гурович
- Методы диагностики:
- Особенности читательских интересов старших дошкольников (в числовом выражении)
- Мотивы читательских предпочтений старших дошкольников (в числовом выражении)
- Конспект 1. Чтение рассказа я. Носова «Живая шляпа»
- Конспект 2. Чтение рассказа н. Носова «Фантазеры»
- Рассказы Пети ж.
- Занятие 16 Педагогическая технология организации самостоятельной речевой деятельности детей в развивающей среде
- Развитие речевого творчества детей в условиях центра активности
- Диагностика развития речи дошкольников
- Анализ методик диагностики развития речи детей
- Вариант1 Изучение уровня речевой коммуникации
- Изучение уровня связной речи
- Изучение словаря детей
- Изучение грамматической стороны речи
- Изучение звуковой стороны речи
- Оценка звуковой культуры речи детей
- Изучение уровня практического осознания элементов языка
- Обработка и интерпретация результатов
- Вариант 2. Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста
- Вариант 3. Методика обследования речевого развития дошкольников
- Занятие 18 Планирование работы по развитию речи в детском саду
- Перспективное планирование (вариант 1)
- Перспективное планирование (вариант 2)
- Перспективное планирование (вариант 3)