logo
мрр семинары

Изучение уровня связной речи

Методические указания

Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа тек­ста». Детям предлагается прослушать незнакомые рассказ или сказку, неболь­шие по объему.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показа­телям:

1. Понимание текста — правильная формулировка основной мысли.

2. Структурирование текста — умение последовательно и точно построить пересказ (сопоставляет пересказ со структурой текста).

3. Лексика — полнота использования лексики текста, замена авторских вы­разительных средств собственными.

4. Грамматика — правильное построение предложений, умение использо­вать сложные предложения.

5. Плавность речи — наличие или отсутствие длительных пауз.

6. Самостоятельность пересказа — наличие или отсутствие подсказок педа­гога по ходу пересказа, необходимости повторного чтения текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 12 баллов; 2 балла — правильное воспроизведение; 1 — незначи­тельные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, нужда в под­сказках.

Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспро­изведения текста, свыше 6 баллов — среднему, меньше 6 баллов — низкому.