Вариант 2. Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста
(Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989.)
1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».
1 —стул;
2 — мяч;
3 — Иван;
4 — зайчик;
5 — пою;
6 — красный.
Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных
1 — Ребенок толкает....
2 — Девочка качает ....
3 — Зайчик хрупает ....
4 — Мама стирает....
5 — Девочка поливает ....
Оценка: 5 верных ответов.
3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов
1 — Что делает зайчик?
2 — Что делает ребенок?
3 — Что делает петух?
4 — Что делает мама?
5 — Что делает папа?
Оценка: 5 верных ответов.
4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных
1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?
2 — Какая собака?
3 — Какой слон?
4 — Какие цветы?
5 — Какая зима?
Оценка: 5 верных ответов.
5-и тест. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова
1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?
2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?
3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?
Оценка: 2 верных ответа.
6-й тест. Составление предложения по одному слову
1 — мальчик;
2 — кукла;
3 — мишка.
Оценка: 1 верный ответ.
7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам
1 — кукла, девочка, платье;
2 — тетя, плита, кошка;
3 — дядя, грузовик, дрова;
Оценка: 2 верных ответа
8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)
1 — Он вышел, когда....
2 — Он не пошел на прогулку, потому что ....
3 — Он не вышел во двор, когда....
4 — Он не взял игрушку, которая ....
Оценка: 3 верных ответа
9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)
Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осте рожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?
1 — Он ушла на реку.
2 — Там увидел маленькую рыбку.
3 — Потом бросил один, камни.
4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».
Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).
10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности
Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?
Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.
11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов
1 — Скажи одно слово!
2 — Скажи один звук!
3 — Скажи одно предложение!
Оценка: 3 верных ответа
12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания
Задача: «Хочешь, сыграем в игру "Запрещенные слова"? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова
1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь.)
2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает.)
3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая.)».
Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).
Обработка и интерпретация результатов
Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле
КоРР = КоРР * 100
КВ
где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка.
Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.
Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней — его календарный возраст равен 54 месяцам.
Если ребенок, к примеру: правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда
КоРР = 66 *100 = 103,125 = 103
64
КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР:
КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие;
КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие;
КоРР от 42 до 106 — нормальное речевое развитие;
КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;
КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие.
- Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста
- Занятия 1-2
- Занятие 3 Теоретические основы развития речи дошкольников
- Учебный конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию
- Занятие 4 Обучение детей диалогической речи
- Содержание разговоров с детьми разных возрастных групп
- Занятие 5 Теория и технология развития монологической речи детей
- Отбор наглядности разных видов (игрушки, предметы) для обучения рассказыванию детей разных возрастных групп
- Конспект занятия по рассматриванию картины «Новенькая»
- Занятие 6 Условия обучения детей творческому рассказыванию
- Методика обучения детей придумыванию загадок
- Занятие 8 Беседа как метод развития связной речи детей
- Занятие 9 Теория словарной работы в детском саду
- Задачи и содержание словарной работы в детском саду
- Занятие 10 Педагогическая технология словарной работы в детском саду
- Вариант I. Занятие по ознакомлению с деревом и металлом в средней группе
- Вариант 2. Занятие по ознакомлению со свойствами и качествами металла в средней группе
- Содержание работы по ознакомлению дошкольников со свойствами и качествами материалов
- Занятие 11 Технология формирования грамматического строя речи дошкольников
- Занятие 12 Технология воспитания у детей звуковой культуры речи
- Примерный план работы с детьми по постановке звука
- Занятие 13 Теории и технологии подготовки детей к обучению грамоте и чтению
- Анализ современных методик обучения грамоте и чтению для детей дошкольного возраста
- Занятие 14 Технологии обучения детей на занятиях по развитию речи
- Сравнительный анализ технологии занятий по развитию речи
- Вариант 1. Рассматривание картины в. М. Васнецова «Аленушка»
- Вариант 2. Обучение детей пересказу рассказа ю. Дмитриева «Сосновый лес»
- Занятие 15 Организация совместной деятельности воспитателя и детей в процессе ознакомления с художественной литературой
- Экспериментальная методика диагностики читательских интересов л. М. Гурович
- Методы диагностики:
- Особенности читательских интересов старших дошкольников (в числовом выражении)
- Мотивы читательских предпочтений старших дошкольников (в числовом выражении)
- Конспект 1. Чтение рассказа я. Носова «Живая шляпа»
- Конспект 2. Чтение рассказа н. Носова «Фантазеры»
- Рассказы Пети ж.
- Занятие 16 Педагогическая технология организации самостоятельной речевой деятельности детей в развивающей среде
- Развитие речевого творчества детей в условиях центра активности
- Диагностика развития речи дошкольников
- Анализ методик диагностики развития речи детей
- Вариант1 Изучение уровня речевой коммуникации
- Изучение уровня связной речи
- Изучение словаря детей
- Изучение грамматической стороны речи
- Изучение звуковой стороны речи
- Оценка звуковой культуры речи детей
- Изучение уровня практического осознания элементов языка
- Обработка и интерпретация результатов
- Вариант 2. Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста
- Вариант 3. Методика обследования речевого развития дошкольников
- Занятие 18 Планирование работы по развитию речи в детском саду
- Перспективное планирование (вариант 1)
- Перспективное планирование (вариант 2)
- Перспективное планирование (вариант 3)