logo
мрр семинары

Изучение словаря детей

Методические указания

Необходимо выявить способность детей быстро находить, подбирать наи­более точное слово, употреблять обобщающие слова.

Задание I. Классификация понятий

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятия, обозначающие группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, затем ото­брать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображени­ем животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно ото­бранных картинок, верный выбор оценивается I баллом. Если наряду с верным выбором сделан неверный, асе задания оцениваются в 0 баллов. Высшая оценка — 30 баллов.

Задание 2. Подбор синонимов

Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается по­играть в слова и подобрать к названному слову близкое по значению. Всего предъявляется 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусли­вый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать). Высшая оценка — 10 баллов. Один балл — подобранное слово является синонимом названного; 0 — подобранное слово не является синонимом; 0 — подобранное слово не соответ­ствует тематическому полю заданного.

Задание 3. Подбор определений

Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к на­званному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, берёза, яблоко, лиса, девочка. (Например, платье. Какое оно? Что про него мож­но сказать еше? Каким оно еще может быть?)

Высшая оценка — 10 баллов. 2 балла — придумано более 3 слов, семанти­чески соответствующих названному; 1 — менее 3 слов; 0 — ответа нет или он не соответствует семантическому полю заданного.

После выполнения трех заданий, направленных на выявление словаря, под­считывается суммарная оценка. Высшая оценка — 50 баллов — соответствует высокому уровню развития ребенка; 32-49 — среднему; менее 32 баллов — низкому уровню.