Занятия 1-2
Становление отечественной теории и методики развития речи детей в трудах К. Д. Ушинского и Е. И. Тихеевой
План занятия:
1. К.Д. Ушинский о происхождении и сущности языка народа, его значен ш в развитии личности ребёнка.
2. Проблема соотношения родного и иностранного языка в трудах К.Д. Ушинского.
3. К.Д. Ушинский о целях первоначального обучения родному языку.
4. Основные теоретические положения методики развития речи Е. И. Тихеевой.
5. Е. И. Тихеева о задачах, содержании и методике реализации основных разделов работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Составьте тезисы ответов на следующие вопросы, включив в них цитаты из изученной литературы:
• Почему К. Д. Ушинский считал, что родной язык — лучший наставник ребенка?
• Какова взаимосвязь целей первоначального преподавания русского языка, выдвинутых К.Д. Ушинским?
• В чем вы видите значение положения К.Д. Ушинского о соотношении родного и иностранного языка?
• В чем состоит актуальность теоретических положений методики развития речи, сформулированных Е. И. Тихеевой?
Подсказка. Основные положения методики развития речи, сформулированные Е. И. Тихеевой.
• Роль речи в умственном развитии, единство сенсорного и лингвистического воспитания.
• Речь развивается и проявляется в общении людей.
• Связь речи с деятельностью детей.
• Организация и использование среды как фактора развития речи детей.
Выполните следующие задания:
• Выберите уроки из книги К. Д. Ушинского «Родное слово», которые, по вашему мнению, в полной мере направлены на реализацию всех целей первоначального преподавания русского языка.
• Проиллюстрируйте примерами из книги Е. И. Тихеевой реализацию основных теоретических положений в разных разделах работы по развитию речи («Развитие речи детей раннего возраста», «Развитие словаря детей», «Живое слово»).
• Отберите приёмы, предложенные Е. И. Тихеевой для развития словаря и живого слова детей, которые вы считаете интересными для использования в современном детском саду.
Список рекомендуемой литературы
Ушинский К.Д. Статьи: Родное слово. О первоначальном преподавании русского языка. Педагогические сочинения: В 6 т. — М, 1988.
Ушинский К.Д. Родное слово: Учебная книга (первый год обучения): Книга для учащихся. Руководство к преподаванию по «Родному слову». (Там же).
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М., 1981.
- Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста
- Занятия 1-2
- Занятие 3 Теоретические основы развития речи дошкольников
- Учебный конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию
- Занятие 4 Обучение детей диалогической речи
- Содержание разговоров с детьми разных возрастных групп
- Занятие 5 Теория и технология развития монологической речи детей
- Отбор наглядности разных видов (игрушки, предметы) для обучения рассказыванию детей разных возрастных групп
- Конспект занятия по рассматриванию картины «Новенькая»
- Занятие 6 Условия обучения детей творческому рассказыванию
- Методика обучения детей придумыванию загадок
- Занятие 8 Беседа как метод развития связной речи детей
- Занятие 9 Теория словарной работы в детском саду
- Задачи и содержание словарной работы в детском саду
- Занятие 10 Педагогическая технология словарной работы в детском саду
- Вариант I. Занятие по ознакомлению с деревом и металлом в средней группе
- Вариант 2. Занятие по ознакомлению со свойствами и качествами металла в средней группе
- Содержание работы по ознакомлению дошкольников со свойствами и качествами материалов
- Занятие 11 Технология формирования грамматического строя речи дошкольников
- Занятие 12 Технология воспитания у детей звуковой культуры речи
- Примерный план работы с детьми по постановке звука
- Занятие 13 Теории и технологии подготовки детей к обучению грамоте и чтению
- Анализ современных методик обучения грамоте и чтению для детей дошкольного возраста
- Занятие 14 Технологии обучения детей на занятиях по развитию речи
- Сравнительный анализ технологии занятий по развитию речи
- Вариант 1. Рассматривание картины в. М. Васнецова «Аленушка»
- Вариант 2. Обучение детей пересказу рассказа ю. Дмитриева «Сосновый лес»
- Занятие 15 Организация совместной деятельности воспитателя и детей в процессе ознакомления с художественной литературой
- Экспериментальная методика диагностики читательских интересов л. М. Гурович
- Методы диагностики:
- Особенности читательских интересов старших дошкольников (в числовом выражении)
- Мотивы читательских предпочтений старших дошкольников (в числовом выражении)
- Конспект 1. Чтение рассказа я. Носова «Живая шляпа»
- Конспект 2. Чтение рассказа н. Носова «Фантазеры»
- Рассказы Пети ж.
- Занятие 16 Педагогическая технология организации самостоятельной речевой деятельности детей в развивающей среде
- Развитие речевого творчества детей в условиях центра активности
- Диагностика развития речи дошкольников
- Анализ методик диагностики развития речи детей
- Вариант1 Изучение уровня речевой коммуникации
- Изучение уровня связной речи
- Изучение словаря детей
- Изучение грамматической стороны речи
- Изучение звуковой стороны речи
- Оценка звуковой культуры речи детей
- Изучение уровня практического осознания элементов языка
- Обработка и интерпретация результатов
- Вариант 2. Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста
- Вариант 3. Методика обследования речевого развития дошкольников
- Занятие 18 Планирование работы по развитию речи в детском саду
- Перспективное планирование (вариант 1)
- Перспективное планирование (вариант 2)
- Перспективное планирование (вариант 3)