Вариант 1. Рассматривание картины в. М. Васнецова «Аленушка»
(Из книги: Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Творческий центр «Сфера», 2001, С. 88-89.)
Программное содержание. Учить детей рассматривать сюжетную картину; формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать её в высказываниях; воспитывать умение понимать смысл образных выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам.
Предварительная работа. Воспитатель обсуждает с детьми слова: темные, бедность, омут, печалью.
— Что может быть темным? (ночь, небо, лицо, омут, лес. глаза и др.)
— Как об этом можно сказать по-другому?
— Как вы понимаете слово «бедность»? Как об этом можно сказать по-другому?
— Как вы понимаете слово «печаль»? Каким бывает грустный человек? (грустным, огорченным, опечаленным),
— Как об этом можно сказать по-другому? (горюет, печалится, грустит). Ход занятия.
Детям предлагается внимательно рассмотреть репродукцию картины. В это время звучит «Элегия» Ж. Масне.
— О ком эта картина? Что вы можете рассказать о девочке? Какая она? Какие у неё лицо, поза, одежда? Где она сидит? Почему? Что с ней случилось?
— ^Сак художник показал, что девочка горюет?
— Что окружает девочку на картине?
— Какое время года изображено?
— Как вы думаете, кто сочувствует девочке?
— Какими красками написана картина?
— Какие цвета преобладают у художника?
— Почему?
— Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?
— А что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
— Чем она вам нравится?
— Если бы вы были художником, как бы вы назвали картину?
Дхлее следует рассказ воспитателя о картине:
«Сюжет картины В. М. Васнецова навеян темой сиротства и страданий детей, русской народной сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Образ Аленушки пленяет глубокой искренностью и обаянием. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиды, нанесенными злыми людьми, печалиться о своей тяжелой жизни.
Вечер. Гаснет заря. Сумерки опускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне сидит Аленушка. В ее поникшей фигуре, смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд . неподвижен, шелковистые каштановые волосы, спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета Аленушка бедно. На ней старенький, порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень.
Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые берёзки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой Аленушки, тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять её грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки, как бы охраняют девочку, защищают её от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленый и красно-коричневый цвета.
Картина очень поэтична».
После занятия репродукция остается в группе, дети подходят к ней, чтобы отметить детали, которые сразу не заметили. Они все глубже проникаются настроением картины.
Через неделю, на следующем занятии, воспитатель предлагает детям высказать свое мнение о картине. На этом занятии, дети продолжают учиться составлять описательный рассказ по картине, высказать о ней оценочное суждение. Одновременно решаются задачи по более активному применению сложноподчиненных предложений, а так же использованию в речи сравнений, эпитетов. Детям предлагается вспомнить автора, название, объяснить. почему художник так назвал картину. Затем воспитатель предлагает детям рассказать о своем отношении к Аленушке, к картине.
Дети могут рассказывать вдвоем: например, один ребенок описывает Аленушку и природу вокруг неё, а другой дает оценку рассказу и высказывает свое отношение, или представляет, как он появляется у омута и помогает Аленушке. Воспитатель и дети решают, насколько интересно составлен рассказ и хорошо ли помогают дети Аленушке.
- Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста
- Занятия 1-2
- Занятие 3 Теоретические основы развития речи дошкольников
- Учебный конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию
- Занятие 4 Обучение детей диалогической речи
- Содержание разговоров с детьми разных возрастных групп
- Занятие 5 Теория и технология развития монологической речи детей
- Отбор наглядности разных видов (игрушки, предметы) для обучения рассказыванию детей разных возрастных групп
- Конспект занятия по рассматриванию картины «Новенькая»
- Занятие 6 Условия обучения детей творческому рассказыванию
- Методика обучения детей придумыванию загадок
- Занятие 8 Беседа как метод развития связной речи детей
- Занятие 9 Теория словарной работы в детском саду
- Задачи и содержание словарной работы в детском саду
- Занятие 10 Педагогическая технология словарной работы в детском саду
- Вариант I. Занятие по ознакомлению с деревом и металлом в средней группе
- Вариант 2. Занятие по ознакомлению со свойствами и качествами металла в средней группе
- Содержание работы по ознакомлению дошкольников со свойствами и качествами материалов
- Занятие 11 Технология формирования грамматического строя речи дошкольников
- Занятие 12 Технология воспитания у детей звуковой культуры речи
- Примерный план работы с детьми по постановке звука
- Занятие 13 Теории и технологии подготовки детей к обучению грамоте и чтению
- Анализ современных методик обучения грамоте и чтению для детей дошкольного возраста
- Занятие 14 Технологии обучения детей на занятиях по развитию речи
- Сравнительный анализ технологии занятий по развитию речи
- Вариант 1. Рассматривание картины в. М. Васнецова «Аленушка»
- Вариант 2. Обучение детей пересказу рассказа ю. Дмитриева «Сосновый лес»
- Занятие 15 Организация совместной деятельности воспитателя и детей в процессе ознакомления с художественной литературой
- Экспериментальная методика диагностики читательских интересов л. М. Гурович
- Методы диагностики:
- Особенности читательских интересов старших дошкольников (в числовом выражении)
- Мотивы читательских предпочтений старших дошкольников (в числовом выражении)
- Конспект 1. Чтение рассказа я. Носова «Живая шляпа»
- Конспект 2. Чтение рассказа н. Носова «Фантазеры»
- Рассказы Пети ж.
- Занятие 16 Педагогическая технология организации самостоятельной речевой деятельности детей в развивающей среде
- Развитие речевого творчества детей в условиях центра активности
- Диагностика развития речи дошкольников
- Анализ методик диагностики развития речи детей
- Вариант1 Изучение уровня речевой коммуникации
- Изучение уровня связной речи
- Изучение словаря детей
- Изучение грамматической стороны речи
- Изучение звуковой стороны речи
- Оценка звуковой культуры речи детей
- Изучение уровня практического осознания элементов языка
- Обработка и интерпретация результатов
- Вариант 2. Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста
- Вариант 3. Методика обследования речевого развития дошкольников
- Занятие 18 Планирование работы по развитию речи в детском саду
- Перспективное планирование (вариант 1)
- Перспективное планирование (вариант 2)
- Перспективное планирование (вариант 3)