Занятие 6 Условия обучения детей творческому рассказыванию
План занятия:
1. Содержание понятий «творчество», «речевое творчество», «сочинительство», «творческое рассказывание», «речевая импровизация», их взаимосвязь.
2. Задачи и содержание обучения творческому рассказыванию в детском с аду.
3. Методы и приемы активизации воображения и фантазии детей.
Составьте схему, отражающую иерархию понятий «творчество», «речевое творчество», «сочинительство», «творческое рассказывание», «речевая импровизация». Продолжите заполнение схемы, указав возможные виды детского сочинительства, творческого рассказывания и речевой импровизации. Дайте психолого-педагогическое обоснование данной схемы.
Составьте картотеку приемов активизации воображения и фантазии детей на основе изучения литературных источников (не менее 5—6 карточек).
Подсказка.
На каждой карточке указывается:
• название метода (приема), его сущность;
• цель использования метода;
• возможности его применения для развития речевого творчества детей;
• варианты использования метода в работе с детьми разных возрастных групп и разного уровня развития познавательной и речевой деятельности.
Разработайте модель для обучения детей творческому рассказыванию. Спроектируйте образовательную ситуацию с использованием данной модели.
Подсказка 1.
Стимулировать ваши идеи может ознакомление с работами:
Ветер Л. А. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. 1994. №5
Сомкова О. Н., Кондратьева Н. Н. Как использовать модель для развития речевого творчества//Дошкольное воспитание. 1991. № 10.
Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. — М., 1986.
Подсказка 2.
Проектируя образовательную ситуацию продумайте:
• задачи познавательного и речевого развития ребенка;
• способ презентации модели для детей;
• способы организации взаимодействия воспитателя и детей;
• приемы оказания помощи ребенку в выборе содержания и речевого оформления монолога (актуализация детского познавательного и речевого опыта, активизация эмоциональной сферы ребенка развитие комбинаторных умений и творческого воображения и активизация словаря).
Список рекомендуемой литературы
Алексеева М. М, Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 1997.
ВенгерЛ. А. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. 1994. №5.
Ворошнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. 1982. №9.
Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. — М., 1986.
РодариДж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. — М., 1989.
Сомкова О. Н., Курчавина Е. В. Педагогические условия развития речевого творчества детей 5—6 лет в процессе сочинения сказок // Развитие и воспитание дошкольника. — СПб.: Образование, 1993.
Ушакова О. С. Развитие словесного творчества детей 6—7 лет // Дошкольное воспитание. 1972. № 9
Занятие 7
Загадка как средство развития речевого творчества дошкольников
План занятия:
1. Своеобразие жанра «загадка». Влияние загадки на познавательно-речевое развитие ребенка.
2. Классификации загадок. Возможности использования разных видов загадок в работе с детьми дошкольного возраста.3. Особенности развития речевого творчества детей в процессе обучения отгадыванию и придумыванию загадок.
4. Методика обучения детей придумыванию загадок разных видов.
Подберите тексты загадок для отгадывания детьми разных возрастных групп. Дайте психолого-педагогическое обоснование сделанного выбора.
Подсказка.
С классификацией загадок вы можете познакомиться в статье:
Сомкова О. Н. Формирование творческих речевых умений в процессе сочинения загадок детьми старшего дошкольного возраста // Совершенствование подготовки детей к школе. — Л., 1989.
Познакомьтесь с методикой обучения детей сочинению загадок и заполните таблицу 5.
Заполнение таблицы поможет вам увидеть усложнение задач работы по ознакомлению детей со средствами лексической выразительности, понять особенности методики работы на каждом этапе обучения, оценить собственные возможности сочинения загадок.
Таблица5
- Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста
- Занятия 1-2
- Занятие 3 Теоретические основы развития речи дошкольников
- Учебный конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по творческому рассказыванию
- Занятие 4 Обучение детей диалогической речи
- Содержание разговоров с детьми разных возрастных групп
- Занятие 5 Теория и технология развития монологической речи детей
- Отбор наглядности разных видов (игрушки, предметы) для обучения рассказыванию детей разных возрастных групп
- Конспект занятия по рассматриванию картины «Новенькая»
- Занятие 6 Условия обучения детей творческому рассказыванию
- Методика обучения детей придумыванию загадок
- Занятие 8 Беседа как метод развития связной речи детей
- Занятие 9 Теория словарной работы в детском саду
- Задачи и содержание словарной работы в детском саду
- Занятие 10 Педагогическая технология словарной работы в детском саду
- Вариант I. Занятие по ознакомлению с деревом и металлом в средней группе
- Вариант 2. Занятие по ознакомлению со свойствами и качествами металла в средней группе
- Содержание работы по ознакомлению дошкольников со свойствами и качествами материалов
- Занятие 11 Технология формирования грамматического строя речи дошкольников
- Занятие 12 Технология воспитания у детей звуковой культуры речи
- Примерный план работы с детьми по постановке звука
- Занятие 13 Теории и технологии подготовки детей к обучению грамоте и чтению
- Анализ современных методик обучения грамоте и чтению для детей дошкольного возраста
- Занятие 14 Технологии обучения детей на занятиях по развитию речи
- Сравнительный анализ технологии занятий по развитию речи
- Вариант 1. Рассматривание картины в. М. Васнецова «Аленушка»
- Вариант 2. Обучение детей пересказу рассказа ю. Дмитриева «Сосновый лес»
- Занятие 15 Организация совместной деятельности воспитателя и детей в процессе ознакомления с художественной литературой
- Экспериментальная методика диагностики читательских интересов л. М. Гурович
- Методы диагностики:
- Особенности читательских интересов старших дошкольников (в числовом выражении)
- Мотивы читательских предпочтений старших дошкольников (в числовом выражении)
- Конспект 1. Чтение рассказа я. Носова «Живая шляпа»
- Конспект 2. Чтение рассказа н. Носова «Фантазеры»
- Рассказы Пети ж.
- Занятие 16 Педагогическая технология организации самостоятельной речевой деятельности детей в развивающей среде
- Развитие речевого творчества детей в условиях центра активности
- Диагностика развития речи дошкольников
- Анализ методик диагностики развития речи детей
- Вариант1 Изучение уровня речевой коммуникации
- Изучение уровня связной речи
- Изучение словаря детей
- Изучение грамматической стороны речи
- Изучение звуковой стороны речи
- Оценка звуковой культуры речи детей
- Изучение уровня практического осознания элементов языка
- Обработка и интерпретация результатов
- Вариант 2. Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста
- Вариант 3. Методика обследования речевого развития дошкольников
- Занятие 18 Планирование работы по развитию речи в детском саду
- Перспективное планирование (вариант 1)
- Перспективное планирование (вариант 2)
- Перспективное планирование (вариант 3)