logo
госы_дошкольная педагогика

Тема 9. Психическое развитие в раннем детстве.

Социальная ситуация развития в раннем детстве. Главные новообразования этого возраста. Овладение ходьбой и ее значение в психическом развитии ребенка. Развитие предметной деятельности в раннем детстве как ведущей. Развитие соотносящих и орудийных действий. Умственное развитие в раннем детстве. Формирование сенсорных основ познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности. Накопление и уточнение представлений об окружающем, их первичная систематизация. Орудийные действия и развитие мышления, восприятия, внимания, памяти. Зарождение воображения, знаково-символической функции сознания. Развитие речи в раннем детстве: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи ребенка, усвоение грамматических форм родного языка, развитие личности в раннем детстве.

Возникновение и развитие стремления к самостоятельности, проявление бытовой самостоятельности. Развитие целенаправленности и произвольности деятельности поведения, зарождение волевых черт характера. Зарождение новых видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой, их влияние на психическое развитие. Освоение речевых средств общения. Усвоение элементарных норм поведения и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Развитие мотивационно-потребностной сферы, эмоций и чувств, самосознания.

Литература основная:

  1. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. - 376 с.

  2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.

  3. Мухина В.С.   Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - М.: Академия, 2012. – 656 с.

  4. Обухова Л.Ф.   Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология". - М.: Юрайт, 2012. – 460 с.

  5. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет: новый взгляд на дошкольное детств. - СПб.: Речь; Образовательные проекты, 2010. – 324 с.

  6. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2006. – 368 с.

  7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

Литература дополнительная:

  1. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития. - М.: Флинта, 2005. – 214 с.

  2. Психология развития: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Т.Д. Марцинковская [и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. – 528 с.

  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007. – 352 с.