logo
госы_дошкольная педагогика

Тема 3. Задачи, содержание и принципы словарной работы. Особенности развития словаря у детей раннего и дошкольного возрастов.

Слово, отношение к понятию. Семантика детской речи. Особенности развития словаря детьми раннего и дошкольного возраста. Общеупотребительная лексика. Активный и пассивный словарь, характеристика развития словаря на разных возрастных этапах (объем, особенности овладением значением слов, смысловыми оттенками значений, образными выражениями, фразеологизмами). Причины ограниченности словаря на разных возрастных этапах. Лексико-семантическое поле. Системные отношения между словами.

Основные этапы и направления педагогических исследований по развитию словаря детей (Г.Н. Бавыкина, В.И. Логинова, К.Т. Патрина, В.И.Яшина, Н.П. Иванова, Е.М. Струнина, А.А. Смага, Л.А. Колунова).

Методика развития словаря на специальных занятиях. Виды занятий по развитию словаря и ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни. Первичное ознакомление с предметами и явлениями. Содержание занятий, отбор и организация наглядности. Развитие словаря на занятиях по ознакомлению детей с качествами и свойствами предметов и материалов. Развитие словаря на занятиях по сравнению предметов. Занятия по формированию понятий (родовых, видовых). Подведение детей к понятиям на основе ориентировки на существенные признаки предметов и явлений. Организация, структура и методика занятий.

Загадка народная и литературная. Педагогические возможности загадки. Загадки для детей. Методика обучения отгадыванию и загадыванию загадок.

Методика использования картин разных видов в возрастных группах. Дидактические игры и лексические упражнения, их использование для решения задач словарной работы. Приемы активизации словаря (В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, В.В. Гербова, Е.М. Струнина, В.И. Яшина, О.С. Ушакова). Содержание словарной работы в процессе экскурсий и наблюдений за трудом взрослых. Тематика экскурсий в разных возрастных группах. Методика проведения экскурсий и наблюдений за трудом взрослых (В.И. Логинова, Н.М. Крылова, Л.А. Мишарина, Н.Ф. Виноградова, Е.И. Радина, В.И. Яшина). Подготовка воспитателя и детей к экскурсии.

Основная литература:

  1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.

  2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр, 2010.- 240 с.

  3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М.М., Яшина В.И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с.

  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992. - 62 с.

  3. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

  4. Литература и фантазия /Сост. Л.Е.Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

  5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина . - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.