logo
госы_дошкольная педагогика

Тема 4. Литературное образование детей дошкольного возраста.

Роль детской литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

Особенности восприятия и понимания детьми литературные произведений разных жанров. Единство чувства и мысли при восприятии. Активность детского восприятия, его наивность Понимание дошкольниками основного замысла произведения. Особенности восприятия образов героев, мотивов их поведения, сопереживания героям. Восприятие языковых особенностей литературного произведения.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой. Принципы отбора литературных произведений. Репертуар для чтения и рассказывания детям в современных программах. Методы ознакомления с художественной литературой.

Знакомство с жанрами прозы и поэзии. Характеристика предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию произведения. Требования к вопросам. Значение повторного чтения литературных произведений. Особенности чтения книг с познавательным содержанием и на моральные темы. «Веселая» книга в детском саду.

Роль иллюстрации в понимании детьми литературного произведения, ее влияние на отношение дошкольников к литературным героям. Эстетические и педагогические требования к иллюстрации.Зависимость методики использования книжной иллюстрации от возраста детей и характера произведения.

Особенности методики ознакомления с художественной литературой на разных возрастных этапах.

Заучивание стихотворений. Требования к отбору поэтических произведений для детей. Приемы, способствующие запоминанию стихов: обогащение детского опыта (предварительные наблюдения, обогащение словаря); выразительное исполнение; анализ содержания и формы произведения; договаривание детьми рифмующих слов и др.

Приемы обучения детей выразительному исполнению стихов: эмоциональное исполнение произведения взрослыми; упражнение ввыразительном чтении фрагментов стихов; обоснование выбора средств выразительного чтения детьми; чтение по ролям; игровые приемы заучивания; своеобразие использования хоровой декламации стихов.

Основная литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2010.-400с.

  2. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.- М.: Академия, 2009.- 256с.

  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.

  4. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр, 2010.- 240 с.

Дополнительная литература

1. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.; Воронеж, 2002.- 224с.

2. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М.М., Яшина В.И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.