logo
госы_дошкольная педагогика

Тема 3. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

Современные методологические основы и философские подходы в дошкольной педагогике. Понятие методологических основ дошкольной педагогики как отражения современного уровня философии образования; как наличие спектра разнообразных философских направлений.

Аксиологическое – определяет совокупность приобретенных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека (коммуникативные, этнические, культурные ценности).

Культурологическое – принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет ребенок, ближайшее окружение, историю страны, региона, города (приобщение детей к традициям, культуре.

Системное – предполагает организацию работы с детьми в соответствии с системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, методов, форм, условий, способов развития, воспитания детей.

Деятельностное – определяет особое место ведущей деятельности, обеспечивающей возможности реализации основных потребностей ребенка, осознание ребенком самого себя как субъекта деятельности.

Личностное – учитывает дошкольный период как самоценный.

Синергетическое – позволяет рассматривать каждого участника образовательного процесса как субъекта саморазвивающейся системы.

Литература основная:

1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М.: Творческий центр: Сфера, 2008.- 208 с.

2. Гилева А.В. Становление субъектности старших дошкольников в учебной деятельности // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 2.- С. 77-80.

3. Езопова С.А. Анализ системы дошкольного образования в современной России // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 1.- С. 5-11.

4. Норгород Н.М., Кюлленен Р.А. Воспитание будущих граждан в детском образовательном учреждении //Детский сад от А до Я. – 2011 № 6. – С.56 - 59.

5. Кристалинская Е.В. Проблемы дошкольного образования в современных научных исследованиях // Детский сад от А до Я. – 2007. - № 4-7.

6. Кузьмичева Е.И. О проблемах дошкольного образования // Управление ДОУ.- 2009.- № 2.- С. 15-19.

7. Солнцева О.В. Развитие субъективной позиции детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 2.- С. 18-23.

Дополнительная литература:

1. Оболенская С.Ю. Игровые формы проведения занятий дошкольников в образовательной области «Познание» // Начальная школа плюс До и После. – 2011. №9. С. 54-58.

2. Трифонова Е. Становление дошкольника как субъекта деятельности в условиях ДОУ // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 2.- С. 4-17.

3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4. С.3-9.