logo
госы_дошкольная педагогика

Тема 10. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе.Преподавание курса «Методика экологического воспитания детей» в педагогических училищах и колледжах.

Обновление теоретической основы конструирования экологического образования в соответствии с ФГТ. Инновационные подходы к организации экологического образования дошкольников.

Обновление оснований проектирования экологического образования как эволюция от описательной, природоохранной модели к проектной модели, предусматривающей направленность экологического образования на «объяснение» экологических проблем, с использованием современных технологий: моделирование, освоение способов проектирования экологически безопасной деятельности в окружающей природно-социальной среде, оценивание вариантов развития экологической ситуации.

Научная разработка проблем экологического воспитания и образования детей на современном этапе.

Современные психолого-педагогические исследования различных форм, способов и методов экологического образования: систематического и целенаправленного формирования у дошкольников экологического сознания и экологической культуры (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г, Саморукова и др.); усвоение дошкольниками связи организма и среды (Э.И. Залкинд, Н.М Крылова, Л.И.Мищик и др.); формирование у детей знаний о приспособлении живых организмов к среде обитания (С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, И.А. Хайдурова и др.).

Значение использования проектов и проектной деятельности в экологическом образовании дошкольников.

Использование моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников. Понятие модели как материального заместителя реально существующих предметов, явлений природы, отражающего их признаки, структуру, взаимосвязь между частями. Виды моделей и особенности их использования в ДОО. Этапы овладения дошкольниками деятельностью моделирования.

Роль предметно-пространственной развивающей среды дошкольного учреждения в экологическом образовании дошкольников. Общая характеристика предметно-пространственной развивающей среды дошкольного учреждения.

Требования к созданию предметно-развивающей экологической среды дошкольного учреждения.

Компоненты экологического ландшафта ДОО. Базовые основы и принципы оформления экологического ландшафта ДОО.

Преподавание курса «Методика экологического воспитания детей» в педагогических училищах и колледжах (краткая характеристика требований ФГС СПО, основные формы обучения в педагогическом колледже, методы и приемы активизации интереса студентов к изучению данного учебного курса).

Литература основная:

  1. Анцыферова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе // Детский сад от А до Я. – 2009. № 1. – С. 159.

  2. Букарева О. Географическая площадка «Здравствуй, солнышко!» // Дошкольное воспитание. - 2011. № 1. – С. 74.

  3. Гостевская Т., Иванова Е., Жукова В. Исследовательская деятельность в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 2. – С. 31-33.

  4. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2009.

  5. Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 43-45.

  6. Нестерова А.А. Модель формирования экологической компетентности у будущих педагогов дошкольного образования // Начальная школа: плюс-минус. – 2010. - № 11. – С. 81-84.

  7. Серебрякова Т.А. Экологическое образование дошкольном возрасте. – М., 2008.

  8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.

Литература дополнительная:

  1. Николаева А. Материал от природы // Дошкольное образование. – 2012. -№ 6 (311). – С. 18-23.

  2. Николаева С.Н. Юный эколог: система работы в подготовительной к школе группе детского сада: для работы с детьми 6-7 лет. – М., 2010. –166 с.

  3. Сулейманова Ф.А., Воробьева А.П. Практика организации исследовательской деятельности дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 3. – С. 94.