logo
госы_дошкольная педагогика

Тема 8. Формирование связной речи.

Современные требования к развитию связной речи дошкольников. Понятие связной речи. Психологическая природа связной речи, ее механизмы. Ситуативная и контекстная речь Виды связной речи (диалогическая и монологическая).

Диалогическая речь. Факторы, порождающие диалог. Типы речевых ситуаций. Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Основные пути обучения детей диалогу.

Беседа как метод диалогической речи.

Значение беседы в развитии диалогической речи. Виды бесед и их цель. Тематика бесед. Требования к организации и проведению беседы. Методические приемы. Использование наглядных приемов. Подбор разных типов вопросов (репродуктивные, поисковые, обобщающие), их соотношение. Требования к вопросам. Этическая беседа, ее роль в воспитании детей и развитии речи (Л.П. Князева, Н.М. Крылова, Э.П. Короткова, Н.Ф. Виноградова, В.В. Гербова, О.С. Ушакова и др.)

Обучение рассказыванию как средство формирования монологической речи (описание, повествование, рассуждение). Рассказ и пересказ. Рассказы на наглядной основе (картинка, игрушка, реальные предметы, наблюдение), рассказы на словесной основе (пересказ, рассказы из опыта, творческие рассказы), их своеобразие. Приемы обучения рассказов, направленные на освоение формы рассказа, на самостоятельное определение содержания рассказа, развитие творческой инициативы, самостоятельности. Усложнение требований к рассказам детей в разных возрастных группах.

Основная литература:

  1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.

  2. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр, 2010.- 240 с.

  3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. Алексеева М.М., Яшина В.И..- М.: Академия, 2000. - 560 с.

Дополнительная литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. - 399 с.

  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992. - 62 с.

  3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

  4. Литература и фантазия /Сост. Л.Е.Стрельцова.- М.: Просвещение, 1992.

  5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина . - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.