logo
госы_дошкольная педагогика

Тема 2. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения.

Понятие экологического образования как одно из самостоятельных направлений дошкольной педагогики. Цель и комплексный характер задач экологического образования, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Адаптированные к дошкольному возрасту ведущие идеи экологии (организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда) как основа экологического образования.

Экологическое образование как один из важнейших факторов общего развития и формирования личности. Экологическое образование – как система знаний об окружающей природной реальности, среде жизнедеятельности человека, его природоохранительной деятельности.

Дидактические принципы отбора содержания экологического образования в детском саду.

Основные принципы, определяющие пути и средства осуществления поставленных задач: принцип гуманизма, позитивного прогнозирования, непрерывности, единства воспитания и обучения, наглядности и активности в познании детьми природы.

Принципы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста: принцип научности, доступности, воспитывающего и развивающего характера знаний, иерархический принцип построения системы знаний, индивидуального подхода к детям, краеведческий принцип.

Методы экологического образования. Классификация методов экологического образования дошкольников (наглядные, практические, словесные, комплексное использование различных методов).

Современные психолого-педагогические исследования различных способов и методов экологического образования в ДОУ (Н.Ф. Виноградовой, Э.И. Залкинд, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, П.Г. Саморуковой и др.).

Литература основная :

  1. Алферова И. Компетентность в сфере экологии // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.- С.17-19.

  2. Анцыферова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе // Детский сад от А до Я. – 2009. № 1. – С. 159.

  3. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2009.

  4. Лахотин Д.А. Гуманитарное экологическое образование и воспитание: цели, задачи и содержание // Начальная школа: плюс-минус. – 2008. - № 11. – С. 95.

  5. Нестерова А.А. Модель формирования экологической компетентности у будущих педагогов дошкольного образования // Начальная школа: плюс-минус. – 2010. - № 11. – С. 81-84.

  6. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М., 2008.

  7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.

Литература дополнительная:

  1. Виноградова Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 4. С.9.

  2. Николаева А. Материал от природы // Дошкольное образование. – 2012. -№ 6 (311). – С. 18-23.

  3. Тюмасева З.И., Кушнина Е.Г. Комплексная эколого-валеологическая программа для дошкольников «Дорога в страну чудес» // Начальная школа До и После. – 2012.- № 6. – С. 33-38.