Тема 2. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения.
Понятие экологического образования как одно из самостоятельных направлений дошкольной педагогики. Цель и комплексный характер задач экологического образования, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Адаптированные к дошкольному возрасту ведущие идеи экологии (организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда) как основа экологического образования.
Экологическое образование как один из важнейших факторов общего развития и формирования личности. Экологическое образование – как система знаний об окружающей природной реальности, среде жизнедеятельности человека, его природоохранительной деятельности.
Дидактические принципы отбора содержания экологического образования в детском саду.
Основные принципы, определяющие пути и средства осуществления поставленных задач: принцип гуманизма, позитивного прогнозирования, непрерывности, единства воспитания и обучения, наглядности и активности в познании детьми природы.
Принципы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста: принцип научности, доступности, воспитывающего и развивающего характера знаний, иерархический принцип построения системы знаний, индивидуального подхода к детям, краеведческий принцип.
Методы экологического образования. Классификация методов экологического образования дошкольников (наглядные, практические, словесные, комплексное использование различных методов).
Современные психолого-педагогические исследования различных способов и методов экологического образования в ДОУ (Н.Ф. Виноградовой, Э.И. Залкинд, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, П.Г. Саморуковой и др.).
Литература основная :
Алферова И. Компетентность в сфере экологии // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.- С.17-19.
Анцыферова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе // Детский сад от А до Я. – 2009. № 1. – С. 159.
Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2009.
Лахотин Д.А. Гуманитарное экологическое образование и воспитание: цели, задачи и содержание // Начальная школа: плюс-минус. – 2008. - № 11. – С. 95.
Нестерова А.А. Модель формирования экологической компетентности у будущих педагогов дошкольного образования // Начальная школа: плюс-минус. – 2010. - № 11. – С. 81-84.
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М., 2008.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.
Литература дополнительная:
Виноградова Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 4. С.9.
Николаева А. Материал от природы // Дошкольное образование. – 2012. -№ 6 (311). – С. 18-23.
Тюмасева З.И., Кушнина Е.Г. Комплексная эколого-валеологическая программа для дошкольников «Дорога в страну чудес» // Начальная школа До и После. – 2012.- № 6. – С. 33-38.
- Программа государственной итоговой аттестации
- 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью
- Программа междисциплинарного государственного экзамена
- Раздел 1. Содержание программы по курсу «дошкольная педагогика»
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции.
- Тема 2.Становление и развитие дошкольной педагогики как науки.
- Тема 3. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.
- Тема 4. Современные отечественные и зарубежные концепции воспитания и развития ребенка.
- Тема 5. Общая характеристика основных подходов к воспитанию и развитию.
- Тема 6. Система дошкольного образования.
- Тема 7.Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога,ребенок как объект научного исследования и субъект воспитания.
- Тема 8. Цель, задачи и содержание работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Тема 9. Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике.
- Тема 10. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников.
- Тема 11. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.
- Тема 12. Игрушка: ее виды, воспитательно-образовательная ценность.
- Тема 13. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь.
- Тема 14. Сюжетно-ролевая игра дошкольников как один из основных видов детской деятельности.
- Тема 15. Театрализованные игры детей дошкольного возраста, их виды и условия развития на разных возрастных этапах.
- Тема 16. Строительно-конструктивные игры детей дошкольного возраста, развитие конструктивных умений у дошкольников.
- Тема 17. Значение дидактических игр в развитии и обучении дошкольников.
- Тема 18. Педагогические условия организации трудовой деятельности дошкольников.
- Тема 19. Целостность и гармоничность художественно-эстетического и творческого развития ребенка
- Тема 20. Понятие, средства, методы сенсорного воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
- Тема 21. Педагогические условия и методы развития познавательной деятельности дошкольников.
- Тема 22. Сущность и методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- Тема 23. Участники целостного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, их роль в социокультурном формировании личности ребенка.
- Тема 24. Взаимодействие педагога и детей, профессиональные задачи воспитателя доо.
- Тема 25. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования.
- Тема 26. Построение предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
- Тема 27. Гуманизация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Структура, специфика и мотивы педагогической деятельности.
- Тема 28. Взаимодействие доо, семьи, школы, культурно-просветительских учреждений.
- Тема 29. Основные вопросы семейного воспитания.
- Тема 30. Преемственность в работе детского сада и школы.
- Раздел II. Содержание программы по курсу «детская психология»
- Тема 1. Предмет, задачи и актуальные проблемы детской психологии.
- Тема 2. Методологические принципы и стратегии научных исследований в детской психологии.
- Тема 3. Методы исследования в детской психологии.
- Тема 4. Основные закономерности, предпосылки, условия и противоречия психического развития.
- Тема 5. Роль разных видов деятельности и общения в психическом развитии.
- Тема 6. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.
- Тема 7. Общая характеристика периода новорожденности.
- Тема 8. Основные закономерности развития психики младенцев.
- Тема 9. Психическое развитие в раннем детстве.
- Тема 10. Общая характеристика кризиса «трех лет».
- Тема 11. Психическое развитие в дошкольном детстве.
- Тема 12.Особенности развития игровой деятельности, роль игры в становлении психических качеств детей.
- Тема 13. Влияние продуктивных видов деятельности дошкольника на психическое развитие.
- Тема 14. Развитие общения детей со взрослыми.
- Тема 15. Развитие общения детей со сверстниками, особенности взаимоотношений в группе доу.
- Тема 16. Характеристика познавательного развития дошкольников (внимание и память).
- Тема 17. Развитие восприятия детей.
- Тема 18. Развитие мышления и речи дошкольников.
- Тема 19. Развитие воображения и творчества детей.
- Тема 20. Развитие способностей в дошкольном возрасте.
- Тема 21. Развитие мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте.
- Тема 22. Развитие воли и произвольности поведения в дошкольном возрасте.
- Тема 23.Развитие эмоциональной сферы, ее экспрессивного и импрессивного компонентов.
- Тема 24. Развитие самооценки и образа «я» в дошкольном возрасте.
- Тема 25. Нравственное развитие в дошкольном возрасте.
- Тема 26.Проблема готовности к школьному обучению.
- Тема 27. Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности дошкольников.
- Тема 28. Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие психики детей.
- Тема 29. Процесс дифференциации детских коллективов.
- Тема 30. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация
- Раздел III. Теория и методики физического воспитания и развития ребенка
- Тема 1. Характеристика теории и методики физического воспитания и развития ребёнка как научной и учебной дисциплины.
- Тема 2. Задачи и средства физического воспитания.
- Тема 3 Двигательный навык, закономерности его формирования.
- Тема 4. Взаимосвязь развития психофизических качеств и формирования двигательного навыка.
- Тема 5. Подвижная игра – основное средство и метод воспитания физической культуры ребёнка
- Тема 6. Спортивные упражнения для детей дошкольного возраста, их значение, виды и характеристика.
- Тема 7 . Работа инструктора по физической культуре
- Тема8. Организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности ребёнка.
- Тема 9. Медико-педагогический контроль физического развития детей.
- Тема 10. Преподавание курса «Методика физического воспитания и развития ребёнка в педагогических училищах и колледжах».
- Раздел IV .Теория и методика экологического образования детей
- Тема 1. Природа как самоценность. Обучающая и воспитывающая функции природы.
- Тема 2. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения.
- Тема 3.Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики. Современные исследования развития личности ребенка в процессе общения с природой.
- Тема 4. Накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой. Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой.
- Тема 5. Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания. Формирование экологической направленности личности дошкольника.
- Тема 6. Современные программы экологического образования.
- Тема 7.Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании и его реализация в дошкольных учреждениях.
- Тема 8. Педагогические условия экологического образования дошкольников.
- Тема 9. Критерии сформированности экологической воспитанности.
- Тема 10. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе.Преподавание курса «Методика экологического воспитания детей» в педагогических училищах и колледжах.
- Раздел V. Теория и методика развития речи детей
- Тема 1. Задачи речевого развития, их психолого-лингвистическое обоснование.
- Тема 2. Формы организации работы по развитию речи в детском саду.
- Тема 3. Задачи, содержание и принципы словарной работы. Особенности развития словаря у детей раннего и дошкольного возрастов.
- Тема 4. Литературное образование детей дошкольного возраста.
- Тема 5. Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста.
- Тема 6. Воспитание звуковой культуры речи.
- Тема 7. Лексическое развитие дошкольников.
- Тема 8. Формирование связной речи.
- Тема 9. Методика обучения рассказыванию по картине.
- Тема 10. Подготовка детей к усвоению грамоты.
- Раздел VI. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
- Тема 1. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников.
- Тема 2. Содержание математического развития ребенка.
- Раздел VII. Теория и методика развития детского изобразительного творчества
- Тема 1. Понятие детского изобразительного творчества.
- Тема 2. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства.
- Раздел VIII. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
- Тема 1. Теоретические основы музыкального воспитания и развития.
- Тема 2. Виды музыкальной деятельности детей.
- Медико-педагогический контроль физического развития детей.
- 79. Задачи речевого развития, их психолого-лингвистическое обоснование.
- Методические рекомендации по проведению государственного экзамена и защиты дипломной работы
- Научный руководитель квалификационной работы:
- Структура квалификационной работы включает следующие основные элементы:
- Титульный лист.
- Электронно-библиотечные системы (эбс), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
- Научные учреждения и общества психологов
- Психологические журналы и периодика:
- Психологические сайты:
- Http://www.Edu.Yar.Ru/russian/psih/docum/metod_recom.Html — Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы
- Электронные учебники (сd)
- 183720, Г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15.