logo
госы_дошкольная педагогика

Тема 5. Общая характеристика основных подходов к воспитанию и развитию.

Воспитание и развитие как основные категории дошкольной педагогики, их сравнительный анализ.

Проблема использование в дошкольной педагогике целого спектра методологического и понятийно- категориального аппарата. Содержание основных категорий дошкольной педагогики (воспитание, развитие, обучение, формирование, социализация и др.), их анализ.

Проблема воспитания и развития в исследованиях отечественных педагогов, психологов (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, Е.И.Тихеева, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н.Поддьяков, В.Т. Кудрявцев и др.).

Общая характеристика зарубежных концепций воспитания и развития детей (Р.Штайнер, М.Монтессори, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, С.Френе, С.Судзуки, М.Ибука и др.).

Общенаучные принципы (детерминизма, единства сознания и деятельности, активности, последовательности и др.)

Дидактические принципы (научность, доступность, последовательность, активность, системность и др.

Принципы воспитания дошкольников (гуманизация, культуросообразность, саморазвитие и др.).

Закономерности воспитания дошкольников (активность, создание ситуации успеха и др.).

Литература основная:

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М.: Творческий центр Сфера, 2008.- 208 с.

  2. Езопова С.А. Анализ системы дошкольного образования в современной России // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 1. – С.5-11.

  3. Норгород Н.М., Кюлленен Р.А. Воспитание будущих граждан в детском образовательном учреждении //Детский сад от А до Я. – 2011 № 6. – С.56-59.

  4. Кристалинская Е.В. Проблемы дошкольного образования в современных научных исследованиях // Детский сад от А до Я. – 2007. - № 4.- С.4-7.

  5. Кузьмичева Е.И. О проблемах дошкольного образования // Управление ДОУ.- 2009.- № 2.-С.15-19.

  6. Трифонова Е. Становление дошкольника как субъекта деятельности в условиях ДОУ // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 2.- С. 4-17.

Литература дополнительная:

  1. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: пособие дл педагогов / авт. О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.: науч. рук. А.Г. Асмолов. – М.: Академия, 2012. – 205 с.

  2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4. С.3-9.