logo
госы_дошкольная педагогика

Тема 29. Процесс дифференциации детских коллективов.

Понятие коллектива. Значение коллектива в развитии личности дошкольника. Условия формирования коллектива. Этапы формирования коллектива. Детский коллектив как субъект и объект воспитательного воздействия. Структура управления детским коллективом.

Дифференциация детских коллективов как актуальная проблема психологии и педагогики. Виды коллективов по назначению, характеру, длительности существования как фактор всестороннего развития личности ребенка. Проблема интеграции воздействий коллективов на детей.

Идентификация и обособление личности ребенка в процессе ее взаимодействия с коллективом.

Процессы интеграции и дифференциации в группе дошкольников и факторы, их обусловливающие. Изучение статусного положения ребенка среди сверстников, уровня благополучия взаимоотношений в группе, критериев положительных и отрицательных выборов. Причины изоляции дошкольников: трудности операционального и мотивационного характера.

Проблема лидерства в дошкольной группе: его проявления; качества, обеспечивающие ребенку лидерство в группе; качества, формированию которых способствует положение лидера. Особенности психического развития детей в зависимости от статусного положения в группе.

Литература основная:

  1. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. - 376 с.

  2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.

  3. Мухина В.С.   Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - М.: Академия, 2012. – 656 с.

  4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2 - Психология образования.– 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 606 с.

  5. Обухова Л.Ф.   Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология". - М.: Юрайт, 2012. – 460 с.

  6. Психология развития: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Т.Д. Марцинковская [и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. – 528 с.

  7. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 656 с.

  8. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

Литература дополнительная

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ, 1995. – 352 с.

  2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости : учеб. пособие студ. для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.

  3. Сапогова Е.Е. Психическое развитие человека. - М.: Аспект-Пресс, 2001. – 460 с.

  4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 421 с.

  5. Смирнова Е.О.   Детская психология: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. «Дошк. педагогика и психология». - М.: ВЛАДОС, 2006. - 366 с.

  6. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов по направл. и спец. психологии /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. – 600 с.

  7. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства. - М.: Флинта, 1997. – 160 с.