3 Группа.
А) ; Б) ; В) ; Г) ; Д)
Решение.
А) (метод введения новой переменной)
ОДЗ:
Ответ: , .
Б) (метод разложения на множители)
Ответ:
В) (По свойствам функций)
Так как функция является монотонно-возрастающей, то данное уравнение можно свести к уравнению:
Ответ:
Г) (функционально-графический метод)
Ответ: x=1.
Д) (функционально-графический метод)
Ответ:
4 группа.
А) ; Б) ; В) ; Г) ; Д)
Решение.
А) ; (метод введения новой переменной)
ОДЗ:
Ответ: , .
Б) ; (метод введения новой переменной)
Ответ: , .
В) (метод разложения на множители)
Ответ:
Г) (По свойствам функций)
Данное уравнение нельзя свести к уравнению 2x+2=5x-9, т.к. функция у=x4 не является монотонной. При таком переходе теряется корень x=1.
Д) (функционально-графический метод)
Ответ:
Мотивационно- ориентировочный этап
1). Актуализация
- На протяжении нескольких годов мы изучали различные виды уравнений и неравенств, а также рассматривали различные методы и приемы к решению уравнений и неравенств.Все уравнения можно разбить на две группы: алгебраические и трансцендентные. На прошлом уроке каждой группе учеников было задано домашнее задание: решить уравнения и неравенства, указать метод их решения, сделать презентацию. Какие виды алгебраических (трансцендентных) уравнений вы встретили в домашней работе? (представители от каждой группы называют виды, по ходу ответов учеников появляется следующая схема).
-также вам было выдано задание: определить методы решения тех или иных уравнений и неравенств. (представитель от группы указывает и объясняет решение уравнений и неравенств по подготовленной презентации).
В итоге ответов учащихся появляется следующая таблица.
По свойствам функций | Разложение на множители | Введение новой переменной | Функционально-графический |
-показательные -логариф-кие -иррациональные - степенные | -рациональные -тригоном-кие -показательные -иррациональные | -рациональные -иррациональные -показательные -логарифм-кие -тригоном-кие | Смешанные (можно решать почти любые виды уравнений, но главный недостаток – нельзя точно определить корень) |
2). Мотивация
- В ходе проверки домашнего задания мы с вами вспомнили основные методы решения уравнения и неравенств, поэтому на уроке мы с вами поговорим о них поподробнее. Ребята, поясните, пожалуйста, смысл словосочетаний «методы решения уравнений», «общие методы решения уравнений». (Методы решения уравнений – это способы, приемы, с помощью которых можно решить то или иное уравнение. Общие методы решения уравнений – это такие способы, приемы, с помощью которых можно решить уравнения разного типа.)
- На протяжении изучения школьного курса алгебры вы познакомились и изучили различные виды уравнений и неравенств, рассмотрели различные способы их решений. Впереди вам предстоит сдача экзамена в форме ЕГЭ, написание контрольной работы, поэтому необходимо повторить и структурировать все имеющие знания по общим методам решения уравнений и неравенств.
- Исходя из выше сказанного как бы вы сформулировали учебную задачу?
Учебная задача: обобщить и систематизировать основные методы и приемы решения уравнений и неравенств. Содержательный этап - А теперь вспомните какие методы и приемы вы применяли при решении различных видов уравнений?( Ученики называют методы: метод разложения на множители, метод замены переменной, по свойствам функций, функционально- графический) Вам каждому выдана канва- таблица, которую мы будем заполнять по ходу урока. - Первый метод мы назвали метод замены уравнения h(f(x))=h(g(x)) уравнением f(x)=g(x). (Заполняется таблица)
Данный метод мы применяли:
при решении показательных уравнений, когда переходим от уравнения af(x)=ag(x) (a>0, a≠1) к уравнению ;
при решении логарифмических уравнений ,когда переходим от уравнения logaf(x)=logag(x) к уравнению f(x)=g(x);
при решении иррациональных уравнений, когда переходим от уравнения к уравнению f(x)=g(x).
при решении степенных уравнений.
-Данный метод применим только в том случае, когда функция y=h(x)- монотонная, которая каждое свое значение принимает только один раз.
Например,
Функция y=x7- монотонно- возрастающая функция, поэтому от данного уравнения можно перейти к уравнению вида 2x+2=5x-9? Откуда x=11/3. Расширения ОДЗ здесь не произошло, значит это- равносильное преобразование уравнения.
Если y=h(x)- немонотонная функция, то указанный метод применять нельзя, поскольку возможна потеря корней!
Например,
Решаем: 2х+2=5х-9
3х=11
Х=11/3.
Но у нас теряется корень х=1, подставим его в исходное уравнение:
– верное.
Данное уравнение нельзя свести к уравнению 2x+2=5x-9, т.к. функция у=x4 не является монотонной. При таком переходе теряется корень x=1.
- Второй метод- метод разложения на множители.
Суть метода заключается в том, что уравнение можно заменить совокупностью уравнений:
Решив ур-я этой совокупности нужно взять те корни, которые принадлежат ОДЗ исходного ур-я, остальные отбросить как посторонние. Нужна обязательно проверка или учет ОДЗ уравнения.
Рассмотрим несколько примеров (заполняется канва-таблица):
Задача сводится к решению совокупности двух уравнений:
X+2=9
X=7 x=-1, x=-5
Сделаем проверку. ОДЗ исходного уравнения: х+2>0, т.е. х>-2
Из найденный четырех корней системе неравенств удовлетворяет лишь x=7,x=-1остальные корни являются посторонними для данного уравнения.
Ответ: x=7, x=-1
Ответ: , .
Третий метод- метод введения новой переменной
Суть метода: если уравнение f(x)=0 удалось преобразовать к виду p(g(x))=0, то нужно ввести новую переменную u=g(x), решить уравнение p(u)=0, а затем решить совокупность уравнений:
гдеu1,u2…un- корни уравнения p(u)=0.
При введении новой переменной необходимо решить полученное уравнение относительно новой переменной до конца, т.е. до проверки корней (если это необходимо), и только потом можно возвращаться к исходной переменной.
Рассмотрим следующие примеры (заполняется канва-таблица).:
Введем новую переменную . Тогда . С условием введенных обозначений заданное тригонометрическое уравнение примет вид: . Решая полученное квадратное уравнение, получим корни .
Возвращаемся к исходной переменной и получаем совокупность уравнений:
Второе уравнение корней не имеет, т. к. . Из первого уравнения находим .
Ответ: .
(данное неравенство из домашней работы, поэтому заносим его решение в канву-таблицу)
ОДЗ:
Преобразуем левую часть неравенства следующим образом
.Получаем неравенство вида:
Делаем замену: . Тогда получаем следующее уравнение:
Решаем его методом интервалов. Для этого найдем корни уравнения . Ими будут: . Отмечаем эти точки на числовой прямой и проверяем знак уравнения на каждом интервале.
Решением неравенства будет множество .Переходим обратно к замене, получаем:
Ответ:
- И еще разберем четвертый метод – функционально- графический метод
Суть метода: Для решения ур-я f(x)=g(x) необходимо построить графики функций y=f(x), y=g(x) и найти точки их пересечения- корнями уравнения служат абсциссы этих точек.
Значение метода:
Данный метод позволяет определить число корней уравнения, угадать значение корня, найти приближенные, а иногда и точные значения.
1) Если одна из функций y=f(x), y= g(x) возрастает, а другая убывает, то уравнение f(x)=g(x) либо не имеет корней, либо имеет один корень (который иногда можно угадать)
2)Если на промежутке X наибольшее значение одной из функций y=f(x), y=g(x) равно А и наименьшее значение другой ф-ии тоже равно А, то уравнение f(x)=g(x) равносильно системе уравнений
Перейдем теперь к рассмотрению примеров (заполняется канва-таблица).
Графики функций и изображены на рисунке ниже.
Они пересекаются в двух точках (1,1) и (4,2). График функции лежит ниже графика функции |x-2| при .
Ответ: 0<
Подбором легко находится корень исходного уравнения x=2. Докажем, что этот корень единственный. Для этого преобразуем исходное уравнение к виду: . Функция возрастает, а функция убывает на всей числовой прямой, значит, уравнение имеет единственный корень x=2.
Ответ: x=2. КАНВА-ТАБЛИЦА
Метод решения | Теоретический материал (к каким видам уравнений применим) | Пример |
По свойствам функций | Этот метод применяли: - при решении показательных уравнений, когда переходим от уравнение af(x)=ag(x) (a>0, a≠1) к уравнение f(x)=g(x) - при решении логарифмических уравнений, переходим от уравнения logaf(x)=logag(x) к уравнению f(x)=g(x) - при решении иррациональных уравнений, когда переходим от уравнения к уравнению f(x)=g(x). - при решении степенных уравнений Вывод: данный метод применим только в том случае, когда функция y=h(x) – монотонная, которая каждое свое значение принимает только один раз. Если y=h(x)- немонотонная функция, то указанный метод применять нельзя, поскольку возможна потеря корней! | 1). Функция y=x7- монотонно-возрастающая функция, поэтому от данного уравнения можно перейти к уравнению вида 2x+2=5x-9? Откуда x=11/3 2). Решаем: 2х+2=5х-9 3х=11 Х=11/3. Но у нас теряется корень х=1, подставим его в исходное уравнение:
– верное. Данное уравнение нельзя свести к уравнению 2x+2=5x-9, т.к. функция у=x4 не является монотонной. При таком переходе теряется корень x=1.
|
Метод разложения на множители | Суть метода: уравнение y= можно заменить совокупностью уравнений Решив уравнения этой совокупности нужно взять те корни, которые принадлежат ОДЗ исходного уравнения, остальные отбросить как посторонние. |
Задача сводится к решению совокупности двух уравнений:
X+2=9 X=7 x=-1, x=-5 Сделаем проверку. ОДЗ исходного уравнения: х+2>0, т.е. х>-2 Из найденный четырех корней системе неравенств удовлетворяет лишь x=7,x=-1остальные корни являются посторонними для данного уравнения. Ответ: x=7, x=-1
|
Метод введения новой переменной | Суть метода: если уравнение f(x)=0 удалось преобразовать к виду p(g(x))=0, то нужно ввести новую переменную u=g(x), решить уравнение p(u)=0, а затем решить совокупность уравнений где u1,u2…un- корни уравнения p(u)=0. При введении новой переменной необходимо решить полученное уравнение относительно новой переменной до конца, т.е. до проверки корней (если это необходимо), и только потом можно возвращаться к исходной переменной. |
Введем новую переменную . Тогда . С условием введенных обозначений заданное тригонометрическое уравнение примет вид: . Решая полученное квадратное уравнение, получим корни . Возвращаемся к исходной переменной и получаем совокупность уравнений:
Второе уравнение корней не имеет, т. к. . Из первого уравнения находим . Ответ: .
|
Функционально – графический метод | Суть метода: Для решения уравнения f(x)=g(x) необходимо построить графики функций y=f(x), y=g(x) и найти точки их пересечения- корнями уравнения служат абсциссы этих точек. Значение метода: Данный метод позволяет определить число корней уравнения, угадать значение корня, найти приближенные, а иногда и точные значения. 1). Если одна из функций y=f(x), y= g(x) возрастает, а другая убывает, то уравнение f(x)=g(x) либо не имеет корней, либо имеет один корень (который иногда можно угадать) 2).Если на промежутке X наибольшее значение одной из функций y=f(x), y=g(x) равно А и наименьшее значение другой функции тоже равно А, то уравнение f(x)=g(x) равносильно системе уравнений |
Графики функций и изображены на рисунке ниже. Они пересекаются в двух точках (1,1) и (4,2). График функции лежит ниже графика функции |x-2| при . Ответ: 0<
|
Рефлексивно-оценочный этап
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов