29. Методика введения понятия производной функции
По какому бы учебнику не изучалась данная тема, нужно помнить, что даже в
Математическом классе изложить ее корректно не удается, следовательно, рассмотрим некоторые общие методические рекомендации, подходящие для изучения по любому учебнику, с любой степенью строгости изложения материала.
1) При введении каждого понятия надо вводить мотивацию. Например, предлагаем учащимся построить график функции .
Строим таблицу
х | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 |
у | 3,4 | 2,2 | 1 | -0,2 | -1,4 |
Все полученные точки, оказываются лежащими на одной прямой, но график этой ф-ии не может быть прямой, т.к. прямая - график линейной ф-ии. Тогда нужно исследовать ф-ию на свойства или использовать преобразования, но это не удается осуществить. Возникает проблемная ситуация.
Учитель предлагает рассмотреть график другой ф-ии.
На графике есть особые точки, с абсциссами х1, х2,...,х5, которые характеризуют поведение графика. Нужно научится находить эти точки. Возникает учебная задача: «найти средства для исследования ф-ии на св-ва, для нахождения ее особых точек».
2) теоремы, на к-ых основывается выявление тех или иных св-в функций, в учебниках приводятся зачастую без корректного док-ва, следовательно, восприятие этих теорем будет более осознанным, если в их «открытии примут участие сами учащиеся. Это можно достичь, используя геометрические интерпретации (графики). Док-ва должны представлять собой правдоподобные рассуждения, но не будут до конца логически обоснованными.
Перед введением понятия производной повторяется понятие предела ф-ии в точке. Если определение предела не вводилось, то учителю следует провести следующую беседу.
- Пусть задана некая переменная х и ее значение уменьшается, приближаясь к 0, это записывается так: x→0 или .
К чему стремятся значения ф-ии y = 3x при x→0 (y→0)
К чему стремятся значения ф-ии у = 2х+1 при x→0?
Далее учитель проводит рассуждение: «известно, что существует зависимость между скоростью движения тела v и пройденным за время t расстоянием s(t). Очень часто скорость движения тела не является постоянной величиной, т.е. тоже явл. ф-ей от t. На практике возникает задача нахождения средней скорости движения на указанном промежутке t1 < t < t2. Она находится по формуле: .
Но для решения самых различных задач бывает недостаточно знать только ср. скорость на промежутке. Важно уметь определять ее в каждый конкретный момент времени.
Рассм. пример: тело движется по закону S(t) = 3t-2. Нужно найти сред. скорость и мгновенную скорость на [t, t+h] , h - малый промежуток времени.
Решение:
.
- В данном примере ср. скорость независимо от t и h имеет одно и то же значение, равное 3. Поэтому Vмг = Vср = 3. Но это выполняется не всегда. Рассм. пример 2: тело движется по закону S(t) = 5t2+t . Найти ср. скорость и мгновенную скорость на [t, t+h]. Решение задачи будем вносить в канву таблицы, заголовок которой появится позднее.
S(t) = 5t2+t | y=f(x) определена на х | Алгоритм |
1). , h – малое 2). S(t) = 5t2+t S(t+h) = 5(t+h)2 = = 5t2+10th+5h2+t+h | 1) где h→0, h – малое (h – приращение аргумента). 2) f(x) = … | 1). Зафиксировать х, x + h из данного промежутка, где h≠0, h – малое. 2). Найти значение функции в точках х и x+h. |
3) S(t+h) – S(t) = 5t2 + 10th + 5h2 + t + h – 5t2 – t = 10th + 5h2 + h 4) = Vср зависит от t и h, поэтому чтобы найти Vмгн нужно рассмотреть (t+h)→t при h→0 5). Если h→0, то Vср→ Vмгн = 10t + 1
Vмгн – производная пути по времени. | f(x+h)=… 3). f(x+h) – f(x) = ∆f(…) – приращение функции. 4). - разностное отношение. 5). Если он существует про h→0? То обозначают f ’(x) = и называют производной функции в т. х | 3). Найти приращение функции, т.е. разность значений функции в т. х и x+h. 4). Составьте разностное отношение.
5). Найти, если существует, предел разностного отношения при h→0. |
- Vcp зависит от t и h, поэтому чтобы найти Vмг, нужно рассм. h→0, т.е. t+h→t. Этот предел называется производной пути по времени. В математике отвлекаются от конкретного содержания задачи и строят общую матем. модель. Чтобы в данном случае построить такую модель, все аналогичные рассуждения проведем для ф-ии общего вида y = f(x). Т.е. ставится задача описания понятия скорости изменения ф-ии. Четко формулируется определение производной ф-ии
Опр. Пусть ф-ия f(x) определена на некотор. промежутке, x – это точка этого промежутка и число h≠0, такое, что x+h также принадлежит данному промежутку. Тогда предел разностного отношения при h→0 называется производной ф-ии f(x) в точке x и обозначается f ‘ (x).
Появляется заголовок таблицы: «Производная функции в точке» и заполняется 3-ий столбец: последовательность действий для нахождения производной.
Вводя понятие производной мы одновременно расм. и ее физический смысл (смотри 1 столбец таблицы).
Далее, вводится понятие ф-ии дифференцируемой в точке, дается название этому действию - дифференцирование, делается вывод, если ф-ия имеет производную в точке, то она непрерывна в этой точке.
Если функция f(x) bимет производную в т. х, то эта функция называется дифференцируемой в этой точке. Операция нахождения производной называется дифференцированием.
Опр. Функция f(x) называется непрерывной в точке х0, если
Далее вводятся правила дифференцирования, изучается геометрический смысл производной. В учебниках др. авторов(не Алимова) уже в начале изучения темы рассм. понятие касательной к кривой в точке и выясняется геометрич. смысл производной.
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов