16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
1. Введение числовой окружности
Изучение тригонометрии вызывает у учащихся очень большие трудности по ряду причин:
1). В тригонометрии изучается новая геометрическая модель множества действительных чисел – числовая окружность.
2). Необычны обозначения действий: sin, cos, tg, ctg.
3). Очень много формул.
А.Г. Мордкович считает, что сначала необходимо внимательно изучить числовую окружность, - это снимает частично первую трудность. В изучении числовой окружности он выделяет 3 этапа.
Мотивация: рассматриваются примеры из реальной действительности, описывающиеся тригонометрическими функциями, например, движения Земли вокруг Солнца, вокруг своей оси, фазы Луны, приливы и отливы, качание маятника и др. процессы периодичности.
- Все такие процессы описываются функциями особого вида – тригонометрическими, но прежде чем изучить эти функции следует ознакомиться с некоторыми понятиями, на основе которых они получаются.
Этапы изучения числовой окружности:
1 этап. Понятие единичной окружности. Делается заголовок: «Некоторые вспомогательные геометрические примеры».
Пусть дана окружность (O,R). Длинна окружности измеряется по формуле l = 2πR.
- Если считать R = 1, то l = 2π и будем называть такую окружность единичной. Проведем два взаимно перпендикулярных диаметра: AC- горизонтальный, BD – вертикальный. Выясним, чему равна длина частей окружности: например, дуга AC= π, как половина длины окружности; дуга AB малая = π/2, как четверть; дуга AB большая = 3π/2, и т.д. Нумеруются четверти. Пусть М – середина дуги АВ малой. Точки Р и К делят дугу АВ на три равные части. Найдём длины других дуг: АМ малой (π/4), АК малой (π/6), АР = π/3 и т.д.
С концами А и В на окружности две дуги. Договоримся о том, как эти дуги различать: выберем направление движения по окружности против хода часовой
стрелки, тогда дуга АВ – малая, ВА –большая.
Далее рассматриваются примеры на нахождение длин других дуг (при этом точки берутся из других четвертей). В конце рассматриваются дуги длина, которых равна 1 единица, 2 ед ,…, 6 ед. (с помощью прикидки π/4<1< π/3). На окружности нет дуги равней 7 единиц, т.к. 7>2 π.
2 этап. Числовая окружность. Повторяется понятие числовой прямой, решаются две задачи: 1). по заданному числу построить точку на числовой прямой и 2) указать число, которое соответствует данной точке.
- Двигаться можно не только по прямой, но и, например, по замкнутой линии – окружности. На соревнованиях дорожка имеет форму близкую к окружности. Каждому расстоянию, т.е. каждому положительному числу на беговой дорожке, можно сопоставить определённую точку (рисунок).
Можно и каждому отрицательному числу сопоставить некоторую точку – точку, полученную движением в обратном направлении. Тогда беговую дорожку можно рассматривать как числовую окружность. Удобнее в качестве числовой окружности рассматривать единичную, т.к. при работе с ней длины дуг выражаются без использования радиуса. Дается определение (описание) понятия.
Определение. Дана единичная окр-ть, на кот. отмечено начало- точка А (правый конец горизонтального диаметра). Поставим в соответствие каждой точке t∈ℝ точку окружности по следующему правилу:
1). если t>0, то двигаясь из точки А в направлении против хода часовой стрелки (положительное направление обхода окружности) опишем по окружности путь АМ длины t. Точка М и будет искомой точкой М(t).
2). если t<0, то двигаясь от точки А в направлении по ходу часовой стрелки (отрицательное направление обхода окружности) опишем на окружности путь АМ длины t. Точка М – искомая точка М(t).
3). если t=0, то поставим в соответствие этому числу точку А. (А(0)).
Единичную окружность с указанным соответствием между действительными числами и точками окружности будем называть числовой окружностью.
- Как вы помните, на числовой прямой решаются две задачи – по заданному числу построить точку и обратная, аналогичные задачи нужно научиться решать и на числовой окружности.
Далее решаются задачи: 1). По заданному числу построить точку: .
Так как числа указанного вида будут в дальнейшем часто использоваться, то целесообразно постепенно получить 2 макета. Далее рассматриваются числа, не выражающиеся через π: +/- 1, +/-2 (с помощью прикидки).
Делается вывод: на числовой окружности, как и на числовой прямой, каждому числу соответствует единственная точка окружности.
2).Указать число соответствующее данной точке.
Вывод: одной и той же точке числовой окружности соответствует бесконечно много чисел (т.е. если точке М числовой окружности соответствует число t, то этой же точке соответствуют все числа вида t+2πk, k∈Ζ; M(t)+M(t+2πk), k∈Ζ). В этом отличие числовой окружности от числовой прямой.
В результате у одной и той же точки окружности бесконечно много «имен». Например, М(π/4)=М(-7π/4)=…, но имя π/4 будем называть «главным именем», т.к. оно принадлежит промежутку [0;2π).
Далее решаются упражнения: дано большое число 23π/4, постройте точку; дана точка укажите главное имя и все числа соответствующие этой точке.
Далее А.Г. Мордкович вводит форму аналитической записи дуги числовой окружности. Например, дуги АВ: - ядро дуги (границы – числа по модулю минимальные и взяты из промежутка [0; 2π).
Другая второстепенная запись той же дуги: .
В итоге, множество промежутков данного вида записывается следующим образом: – аналитическая запись дуги АВ. Рассматриваются и другие пример: дуга ВА: . C помощью таких упражнений идёт подготовка к решению простейших тригонометрических неравенств.
3 этап. Числовая окружность на координатной плоскости.
Поместим числовую окружность в прямоугольную систему координат следующим образом: центр окружности – начало координат; диаметр АС попадет на Ох, BD на Оу.
Угол МОН = 450. Треугольник М1ОН – прямоугольный и равнобедренный.
х2 + у2 = 1,
Тогда каждая точка числовой окружности будет меть как криволинейную координату по окружности, так и декартовы координаты на плоскости. M(t) = M(x;y).
З адача заключается в том, что бы установить связь между этими координатами. При этом должны учитываться следующие условия:
1). если точка М принадлежит 1 четверти, то х>0, y>0; 2 четверти: x<0,y>0;…
2). |x|≤1, |y|≤1
3). x2+y2=1 – уравнение числовой окр в декартовой системе координат.
Далее устанавливается зависимость между координатами основных точек: А, В, С, D, точек М(п/4), М1(3п/4),…, N(п/6), N1(5п/6), …, K(п/3), K1(2п/3),…
В результате заполняются таблицы вида:
Точка окр-ти | 0 |
|
| … |
Абсцисса х | 1 |
| 0 | … |
Ордината у | 0 |
| 1 | … |
Таблица 2.
Точка окр-ти | 0 |
|
| … |
Абсцисса х | 1 |
| 0 | … |
Ордината у | 0 |
| 1 | … |
Далее выполняются упражнения:
1. Найти координаты х и у точек числовой окружности. Р1(45п/4), Р2(-37п/3)…
Используется ранее полученное утверждение: числам t и t + 2пk соответствует одна и та же точка числовой окружности.
2. Найти на числовой окружности точку с заданной абсциссой (ординатой) и
написать каким числам t они соответствуют. Таким образом идёт подготовка к решению простейших тригонометрических уравнений.
3. Найти на числовой окружности точки с абсциссой (ординатой) большей или меньшей заданного числа и записать каким значениям t они соответствуют. (идет подготовка к решению простейших тригонометрических неравенств)
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов