Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
Учебная задача урока: сформировать у школьников представление о различных типах тригонометрических уравнений и методах (способах) их решения.
Диагностируемые цели: в результате урока ученик:
знает - основные виды тригонометрических уравнений, способы их решения;
понимает схему решения каждого из изученных уравнений;
умеет определять вид уравнения и каким способом его лучше решать; применять различные тригонометрические формулы для приведения уравнения к нужному виду.
Методы обучения: репродуктивный, УДЕ, частично-поисковые.
Средства обучения: мел, доска, учебник, ручки, тетради, канва-таблица, презентация.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Структура урока: 1. - 5 мин; 2. - 35 мин; 3. - 5 мин.
Ход урока.
Постановка учебной задачи урока: Поэтому целью сегодняшнего урока является выявление основных типов тригонометрических уравнений и методов (приемов) их решения.
В ходе урока заполняется следующая канва-таблица.
Тип уравнения / метод решения. | Пример уравнения | ||||
1. Метод введения вспомогательной переменной. | №1.
Ответ: №2. Воспользуемся формулой:
Получаем:
Ответ: | ||||
2. Разложение на множители.
| № 3 Решение: О.О.У.: |
|
Ответ: . № 4 Решение:
Ответ: | ||||
3. Однородное уравнение. Уравнение вида , где и сумма степеней у sin x и cos x в каждом слагаемом равна n, называется однородным степени n относительно sin x и cos x.
| №5 Решение: Предположим, что . Тогда после подстановки , то есть данная система не имеет решений, так как синус и косинус одного и того же аргумента не могут одновременно равняться нулю в силу тождества: sin 2 x + cos 2 x = 1. Следовательно, cos x = 0 не является корнем данного уравнения и обе части уравнения можно поделить на cos x, т.к. при этом не произойдёт потери корней. Разделим обе части уравнения на . Получим уравнение
Ответ:
| ||||
- Однородное уравнение второй степени.
| № 6 3sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2 Решение: 3sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2 sin 2 x + 2 cos 2 x sin 2 x + 4 sin x · cos x + 3 cos 2 x = 0 Предположим, что cos x = 0, тогда после подстановки cos x=0 в уравнение, получим, что sin 2 x = 0, т.е. sin x = 0, то есть данная система не имеет решений, т.к. синус и косинус одного и того же аргумента не могут равняться нулю в силу тождества: sin 2 x + cos 2 x = 1 Следовательно, cos x = 0 не является корнем данного уравнения и обе части уравнения можно поделить на cos 2 x, так как при этом не произойдет потери корней. Разделим обе части уравнения на cos2x 0. Получим уравнение: tg2x + 4tg x + 3 = 0 Делаем замену tg x = t t5 + 4t + 3 = 0 t1 = -1, t2 = -3
Ответ: ; | ||||
4.Неоднородные уравнения. , где a 0, b 0, с 0
| № 7 Решение: Поделим обе части уравнения на . Получим уравнение . Замечаем, что , , т.е. имеем уравнение .
| ||||
| Применяем формулу синуса разности: . и Ответ: и № 8 Решение:
. . Разделим на . . . .
|
Актуализация:
1). Ответ:
2). Ответ:
3) Ответ:
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов