logo
Шпоры по методике

Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».

Учебная задача урока: сформировать у школьников представление о различных типах тригонометрических уравнений и методах (способах) их решения.

Диагностируемые цели: в результате урока ученик:

знает - основные виды тригонометрических уравнений, способы их решения;

понимает схему решения каждого из изученных уравнений;

умеет определять вид уравнения и каким способом его лучше решать; применять различные тригонометрические формулы для приведения уравнения к нужному виду.

Методы обучения: репродуктивный, УДЕ, частично-поисковые.

Средства обучения: мел, доска, учебник, ручки, тетради, канва-таблица, презентация.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Структура урока: 1. - 5 мин; 2. - 35 мин; 3. - 5 мин.

Ход урока.

Постановка учебной задачи урока: Поэтому целью сегодняшнего урока является выявление основных типов тригонометрических уравнений и методов (приемов) их решения.

В ходе урока заполняется следующая канва-таблица.

Тип уравнения / метод решения.

Пример уравнения

1. Метод введения вспомогательной переменной.

1.

Нет решений

Ответ:

2.

Воспользуемся формулой:

Получаем:

Не имеет решений

Ответ:

2. Разложение на множители.

3

Решение:

О.О.У.:

не удовлетворяет О.О.У.

Ответ: .

4

Решение:

Нет решений

Ответ:

3. Однородное уравнение.

Уравнение вида , где и сумма степеней у sin x и cos x в каждом слагаемом равна n, называется однородным степени n относительно sin x и cos x.

5

Решение:

Предположим, что . Тогда после подстановки , то есть

данная система не имеет решений, так как синус и косинус одного и того же аргумента не могут одновременно равняться нулю в силу тождества: sin 2 x + cos 2 x = 1.

Следовательно, cos x = 0 не является корнем данного уравнения и обе части уравнения можно поделить на cos  x, т.к. при этом не произойдёт потери корней.

Разделим обе части уравнения на .

Получим уравнение

Ответ:

- Однородное уравнение второй степени.

№ 6 3sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos x = 2

Решение:

3sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos x = 2 sin 2 x + 2 cos x 

sin 2 x + 4 sin x · cos x + 3 cos x = 0

Предположим, что cos x = 0, тогда после подстановки

cos x=0 в уравнение, получим, что sin 2 x = 0, т.е. sin x = 0, то есть данная система не имеет решений, т.к. синус и косинус одного и того же аргумента не могут равняться нулю в силу тождества: sin 2 x + cos 2 x = 1

Следовательно, cos x = 0 не является корнем данного уравнения и обе части уравнения можно поделить на cos 2 x, так как при этом не произойдет потери корней.

Разделим обе части уравнения на cos2x 0.

Получим уравнение:

tg2x + 4tg x + 3 = 0

Делаем замену tg x = t

t5 + 4t + 3 = 0

t1 = -1, t2 = -3

tg x = -1

tg x = -3

Ответ: ;

4.Неоднородные уравнения.

, где a 0, b 0, с 0

7

Решение:

Поделим обе части уравнения на . Получим уравнение

.

Замечаем, что , , т.е. имеем уравнение

.

Применяем формулу синуса разности:

.

и

Ответ: и

8

Решение:

.

.

Разделим на

.

.

.

.

.

.

Ответ:

Актуализация:

1). Ответ:

2). Ответ:

3) Ответ: