23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
tg x=a, tg x>a, tg x<a относится к простейшим тригоном. ур-иям и нер-вам, поэтому целесообразно изучать их методом УДЕ, т.е. рассматривать параллельно. Записи можно вести в таблице
tg x=a | tg x>a | tg x<a |
|
|
|
Начать следует с рассмотрения частных случаев: а=о, 1, -1.
Далее рассматривают табличные значения а, например, tg x = имеет две формулы корней
x1 = π/3 + 2πk, где k Z.
x2 = π + π/3 + 2πk = 5π/6 + 2πk, где k Z.
Эти две формулы можно объединить в одну:
x = π/3 + πk , где k Z.
Потом возникает вопрос записи решения при нетабличных а, например, tg x =2
Рассуждения проводятся аналогично
x = t1 +πk, где k Z.
Остается выяснить, чему равно t1. Вводится определение arсtg а. В итоге получаем общую формулу
x = arctg а + πk, где k Z.
Вводятся свойства arctg а.
Рассмотрим аргумент урока по введению этих понятий.
В актуализации следует дать задания следующего типа:
1. Вычислить значения: tg π/3 ; tg π; tg0; tg π/2, tg (-π/3)
2. Тангенс какого угла равен ; 0; 1; – ?
Общий вид уравнения tgx = a
Рассмотрим это уравнение для табличных значений а. Записи будем вести в таблице. Рассмотрим tg x = 0. Как будем решать это уравнение?
У: На оси тангенса отметим точку 0 и соединим ее с началом координат.
Пересечение данной прямой с окружностью и есть решение данного уравнения.
х1 = 2πk, где k Z.
х2 = π+2πk, где k Z.
Их можно объединить: х = πk, где k Z.
П: Решим соответствующее неравенство со знаком больше tg x > 0. Что будет являться решением этого неравенства?
У: 2πk<x<π/2+2πk, k Z.
π+2πk<x<3π/2+2πk, k Z.
Объединим и получим: πk < x < π/2+πk, k Z.
П: третий столбец таблицы заполняется самостоятельно.
П: решите следующее уравнение tg x =
У: x1 = π/3 + 2πk, где k Z.
x2 = π+ π/3 + 2πk, где k Z.
Их можно объединить: x = π/3 + πk, где k Z.
П: Решим теперь неравенство tg x> . Не будем забывать, что при получении а тангенс определен в 1 и 3 четвертях. Что будет являться решением этого неравенства?
У: π/3 + 2πk < x < π/2 + 2πk, где k Z.
4π/3 + 2πk<x< 4π/2 + 2πk, где k Z.
Их можно объединить: π/3 + πk<x< π/2 + πk, где k Z.
П: решите неравенство tg x < .
У: - π/2 + 2πk < x < π/3 + 2πk, где k Z
π/2 + 2πk < x < 4π/3 + 2πk, где k Z
Их можно объединить: - π/2 + πk < x < π/3 + πk, где k Z.
П: Рассмотрим теперь, когда а<0, например, tg x = - . Что будет являться решением этого уравнения?
У: x1 = - π/3 + 2πk, где k Z.
x2 =-π- π/3 + 2πk, где k Z.
Их можно объединить: x = - π/3 + πk, где k Z.
П: Решим неравенство tg x >- . Что будет являться решением этого неравенства?
У: - π/3 + 2πk < x < π/2+ 2πk, где k Z.
2π/3 + 2πk < x < 3π/2+ 2πk, где k Z.
Их можно объединить: - π/3 + πk<x< π/2 + πk, где k Z.
П: решите неравенство tg x <- .
У: - π/2 + 2πk < x <- π/3 + 2πk, где k Z
π/2 + 2πk < x < 2π/3 + 2πk, где k Z
Их можно объединить: - π/2 + πk < x < - π/3 + πk, где k Z.
Мотивация
Далее предлагается решить следующую задачу: тангенс какого угла равен 27
П: Отметим, что в отличие от синуса и косинуса, которые ограничены по модулю 1, тангенс существует для любого действительного числа, следовательно, и для 2. Но найти соответствующий угол мы пока не можем, так как 2 не табличное значение.
Итак, целью нашего урока является «Найти решение уравнения tg x = а ».
Содержательная часть.
П: Теперь рассмотрим уравнение tg x = 2. Так как 2 не табличное значение, то соответствующий угол найти мы не сможем, обозначим его за t. Как тогда запишется решение данного уравнения?
У: x1 = t1 + 2πk, где k Z.
x2 = t2+ 2πk, где k Z.
П: Как связаны t1 и t2?
У: t2=π+t1. Тогда
x1 = t1 + 2πk, где k Z.
x2 = π+ t1+ 2πk, где k Z.
П: Можно объединить x1 и x2, получим x = t1+ πk, где k Z.
Осталось найти t1. В математике дл обозначения решения уравнения tg x = а вводится понятие arctg числа а. Сформулируем определение: арктангенсом числа а из R, называется такое число из (-π/2, π/2), тангенс которого равен а.
П: Чему будет тогда равно t1 из нашего примера?
У: t1= arctg 2.
Тогда x = arctg 2+ πk , где k Z.
П: Т.о., получим общую формулу для решения уравнения tgx= a.
x =arctg а + πk , где k Z.
П: Решим теперь неравенство tg x >2. Что будет являться решением этого неравенства?
У: arctg 2+ 2πk < x < π/2 + 2πk, где k Z.
π+arctg 2+ 2πk < x < 3π/2 + 2πk, где k Z.
Их можно объединить: arctg 2+ πk < x < π/2 + πk, где k Z.
У: arctg а+πk < x < π/2 +πk, где k Z
П: решите неравенство tg x<2.
У: - π/2 + 2πk < x < arctg 2+ 2πk, где k Z
π/2 + 2πk < x <π+ arctg 2+ 2πk, где k Z
Их можно объединить: - π/2 + πk < x < arctg 2+ πk, где k Z.
П: Сделаем вывод, какое будет решение неравенства tg x<a?
У: - π/2 + πk < x < arctg а+ πk, где k Z.
П: Вернемся к понятию арктангенса. Применяя определение, найдите значение выражения:
arctg 1;arctg ;arctg (-1); arctg (- )
У: arctg 1= π/4; arctg = π/3; arctg (-1)= - π/4; arctg (- )=- π/3
П: Выразите arctg (- ) через arctg , arctg (-1) через arctg 1
У: arctg (- )=- π/3=-аrctg
arctg (-1) =- π/4=-arctg 1
П: как вычислить значение arctg (– а)?
У: arctg (– а)=- arctg ( а)
Далее подводятся итоги урока.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов