Ход урока
Мотивационно-ориентировочный этап
Актуализация
Идёт устная фронтальная работа со всем классом.
Являются ли предложенные последовательности арифметическими или геометрическими прогрессиями. Если да, то составьте формулу n-го члена прогрессии
1)2; 5; 8; 11;…; (ар. прог., )
2)0,5; 1,7; 2,5; 3,5;…; ( не прогрессия)
3) 8; 4; 2; …; (геом. прогр.
4) -1; -1 ; ; -1 ; ….(ар. прог., )
2) ; 2; ;… ( не прогрессия)
4) ; ; ; …;. (геом. прогр.
Что называется арифметической прогрессией?
Числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и некоторого числа d, называется арифметической прогрессией, а число d – разностью арифметической прогрессии.
Что называется геометрической прогрессией?
Числовую последовательность, все члены которой отличны от 0 и каждый член, начиная со второго, получается из предыдущего умножением его на одно и то же число q, называют геометрической прогрессией, при этом q называют знаменмтелем геометрической прогрессии.
Давайте запишем формулу общего члена арифметической прогрессии.
Сформулируйте формулу общего члена геометрической прогрессии.
Определить является ли последовательность арифметической или геометрической прогрессией. Если да, то укажите является ли она возрастающей или убывающей.
11, 8, 5, 2, –1, –4,… (убывающая арифметическая прогрессия)
2, 6, 18, 54,162,…(возрастающая геометрическая прогрессия)
45,5,54,68,54,…(числовая последовательность)
В каком случае арифметическая прогрессия является возрастающей, убывающей?
Арифметическая прогрессия является возрастающей последовательностью если , и убывающей если
В каком случае геометрическая прогрессия будет возрастающей, а в каком убывающей?
Геометрическая прогрессия является возрастающей последовательностью если и убывающей если
Найдите арифметической прогрессии, если известно, что и
Решение:
;
Ответ:10
Чем пользовались при решении этой задачи?
Характеристическим свойством арифметической прогрессии
Сформулируйте это свойство в общем виде
Найдите геометрической прогрессии, если известно, что
Решение:
;
;
Ответ:45
Что помогло решить нам эту задачу?
Характеристическое свойство геометрической прогрессии
Сформулируйте его в общем виде
| Арифметическая прогрессия | Геометрическая прогрессия |
Определение | Последовательность ( ) – арифметическая прогрессия, если для любого натурального n выполняется условие:
Где d – некоторое число, называемое разностью арифметической прогрессии. | Последовательность – геометрическая прогрессия, если для любого натурального n выполняются условия: и при этом q – некоторое число, называют знаменмтелем геометрической прогрессии. |
Формула общего члена |
|
|
Характеристическое свойство |
|
|
Мотивация
На протяжении нескольких предыдущих уроков вами были изучены формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессии, а так же сумма n членов, характеристическое свойство арифметической и геометрической прогрессии, с помощью которых вы научились решать простейшие задачи. Однако существует еще ряд задач, которые решаются с помощью прогрессий. И поэтому…
Учебная задача урока
…целю сегодняшнего урока, будет выявить, какие же это задачи и открыть способы и методы их решения.
2. Содержательный этап:
Прогрессии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Арифметическая | Геометрическая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заполните таблицу
|
Заполните таблицу
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запишите формулу n-го члена арифметической прогрессии, если
Решение:
Ответ:
| Запишите формулу n-го члена геометрической прогрессии, если
Решение:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Между числами (-8) и (-44) вставьте три числа так, что бы получились пять последовательных членов арифметической прогрессии. Найдите разность этой прогрессии. Решение
| Между числами вставьте три положительных числа так, чтобы получились пять последовательных членов геометрической прогрессии. Найдите знаменатель этой прогрессии. Решение
|
Рефлексивно-оценочный этап
Какова была цель урока?
(выявить, какие задачи решаются с помощью прогрессий, и открыть способы и методы их решения).
Достигли мы её?
(Да)
Как мы её достигли?
(Решали задачи на нахождение n-го члена, повторили характеристические свойства и решили основные виды задач на прогрессии.)
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов