II.Содержательная часть.
Далее все записи, которые осуществляются учителем на доске, фиксируются учениками в канву-таблицу.
-Рассмотрим логарифмическую функцию . Какие ограничения у основания логарифмической функции? (1. a>0; 2. a 1)
Опр. Логарифмической называется функция , где а – заданное число, a>0, a 1
- Далее рассмотрим свойства логарифмической функции.
10. D(y): x > 0
Это свойство следует непосредственно из определения логарифма.
Задание № 1. Какие из данных функций являются логарифмическими
1). 2). 3). у 4). у 5). у Ответ: 2
20. E(y): R
Док-во:
Из определения логарифма следует, что для любого действительного числа b есть такое положительное число x, что . По определению логарифма, . Корень такого уравнения существует всегда, т.к. .
30. Логарифмическая функция является возрастающей на промежутке x>0, если a>1, и убывающей, если 0<a<1.
Доказательство:
1. Пусть a>1. По основному логарифмическому тождеству
( по свойству степени с основанием )
2. Пусть 0<a<1
По основному логарифмическому тождеству:
- Знак изменится на противоположный.
(по свойству степени c основанием 0<a<1)
- На практике чаще всего вы будете пользоваться обратной теоремой: если a>1 и , где , то ; Если 0<a<1 и , где , то (Доказательство МОП)
40. Нули функции: . Таким образом, график функции всегда пересекает ось Ох в точке (1;0)
50. Ограниченность. Существует вертикальная асимптота - ось Оу. Таким, образом график функции располагается правее оси Оу и не пересекает её.
60. Промежутки знакопостоянства.
1. При а > 1, функция принимает положительные значения при x>1, отрицательные при 0<x<1.
2. При.0<a<1, функция принимает положительные значения при 0<x<1, отрицательные при x>1.
Док-во:
1. Это следует из того, что функция при х = 1, у = 0. При а >1 функция является возрастающей. Поэтому на промежутке x > 1 принимает положительные значения. А на промежутке 0<x<1 принимает отрицательные значения.
2. Это следует из того, что функция при х = 1, у = 0. При 0<а<1 функция является убывающей. Поэтому на промежутке x > 1 принимает отрицательные значения. А на промежутке 0<x<1 принимает положительные значения.
70. Чётность/нечётность.Является функцией общего вида.
80. Схематичное изображение графика.
- Построим два графика логарифмических функций. и
- Рассмотрим одновременно две функции: показательную у = ах и логарифмическую у = logaх.
y = ax | y = logax |
1. D(x): R | D(x): x>0 |
2. E(x): x>0 | E(x): R |
, a>0, a1 Свойства: |
| ||||||||||||||||||||||
1. Область определения: x>0 (на оси) |
| ||||||||||||||||||||||
2. Множество значений: R (на оси) |
| ||||||||||||||||||||||
3. Монотонность: a>1 функция возрастает при х >0 |
0<a<1 Функция убывает при х>0 |
| |||||||||||||||||||||
если x1<x2, то logax1 < logax2 Док-во: | если x1<x2, то logax1 > logax2 Док-во: |
| |||||||||||||||||||||
3’. Обратная теорема: |
| ||||||||||||||||||||||
если logax1<logax2, то x1 < x2 Док-во: | если logax1<logax2, то x1 > x2 Док-во: |
| |||||||||||||||||||||
График пересекает ось: Ox в т. А (1 ; 0) |
| ||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
6. a > 1 | 0<a<1 |
| |||||||||||||||||||||
0<x<1 y<0 на графике | x > 1 y>0 на графике | 0<x<1 y>0 на графике | x > 1 y<0 на графике | ||||||||||||||||||||
7. График функции. |
|
| |||||||||||||||||||||
график |
график |
|
|
- Область определения показательной функции совпадает с множеством значений логарифмической функции, а множество значений логарифмической функции совпадет с областью определения показательной.
- Какое понятие связывает такие функции? (Понятие обратной функции).
- Таким образом, логарифмическая функция y = logax и показательная функция y = ax, где a>0, a 1, взаимно обратны.
- Действительно, решая уравнение относительно х, получим, что х = . Меняем местами х и у, получаем функцию у = .
-На доске уже построена функцияy = 3x. Теперь построим функцию y = log3x
- Относительно какой прямой симметричны графики этих функций?
- Поэтому необязательно строить графики обеих функций. Достаточно построить график одной функции и отобразить его относительно прямой у = х.
- Сделаем это на примере построения графиков ф-ций и
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов