32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
Данная тема рассматривается в 10 главе учебника. Сначала дается понятие первообразной, правила нахождения первообразной.
Рассмотрим движение точки вдоль прямой. Пусть за время t от начала движения точка прошла путь s(t). Тогда мгновенная скорость v(t) равна производной функции s(t), т.е. v(t) = s ‘(t).
В практике встречается обратная задача: по заданной скорости движения точки найти пройденные ею путь, т.е. найти такую функцию s(t), производная которой равна v(t). s’ (t) = v(t) называют первообразной функции v(t).
Опр. Функция называется первообразной функции f(x) на некотором промежутке, если для всех х из этого промежутка F ’(x) = f(x).
Если F(x) является первообразной функции f(x) на некотором промежутке, то все первообразные функции f(x) записываются в виде F(x) + C, где С – произвольная постоянная.
Правила нахождения первообразных:
Пусть F(x) и G(x) – первообразные соответственно функций f(x) и g(x) на промежутке. Тогда:
1). Функция F(x)+/-G(x) является первообразной функции f(x)+/-g(x);
2). Функция aF(x) является первообразной функции af(x).
Дается определение интеграла и рассматривается вычисление площади криволинейной трапеции с помощью первообразной функции.
Р ассмотрим фигуру изображённую на рисунке. Эта фигура ограничена снизу отрезком [a; b] оси Ох, сверху графиком непрерывной функции y = f(x), принимающей положительные значения, а с боков отрезками прямых x = a, x = b. Такую фигуру называют криволинейной трапецией.
Площадь криволинейной трапеции можно вычислить по формуле S = F(b) – F(a), где F(x) – любая первообразная функции f(x).
Таким образом, вычисление площади криволинейной трапеции сводится к отысканию первообразной F(x) функции f(x), т.е. к интегрированию функции f(x).
Опр. Разность F(b) – F(a) называется интегралом от функции f(x) на отрезке [a; b]
и обозначают так: , т.е.
В математических классах рассматривается применение производной и интеграла к решению практических задач.
Доказательств в теме очень мало и все их следует сопровождать подробными иллюстрациями с помощью графика функции. Перед введением понятия первообразной следует повторить связь между графиками функции у=х^3, y=x^3+1, y = x3 – 2, а также выполнить задание вида: график функции y=2x+b
проходит через точку (-3, 6). Найдите b.
Далее дается задание заполнить таблицу (мотивация)
F(x) | f(x) = F’(x) | y(x)=f’(x) |
cos x |
|
|
| 6x5 |
|
|
| 1/2 |
Учащиеся легко заполняют те клетки, где нудно найти производную, но затрудняются в заполнении других клеток.
- На практике часто приходится решат задачу, обратную нахождению производной. Например, по заданной линейной скорости найти путь (геометрический смысл производной). Вводиться определение первообразной. Доказывается, что одна и та же функция имеет бесконечно много первообразных, отличающихся только на постоянное число. Поэтому часто ставиться задача указать первообразную функции, график которой проходит через заданную точку. Графики всех первообразных одной и той же функции получаются друг из друга с помощью сдвига вдоль оси Оу. Таблица первообразных получается из таблицы производных.
Особое внимание следует уделить теме вычисление площадей с помощью интегралов.
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов