25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
Известно, что уравнения и неравенства пронизывают весь курс математики начиная с начальной школы. Это объясняется тем, что:
1. Уравнения и неравенства – это математический аппарат, который позволяет изучать реальную действительность, т.е. это математическая модель, описывающая явления реальной действительности, поэтому изучение уравнений и неравенств позволяет познавать учащимися сущность предмета математики, ее связь с действительностью и на доступных учащимся задачах обосновать метод математического моделирования. Выделение роли уравнений и неравенств отрицает гуманитарный аспект математического содержания.
2. Уравнения и неравенства широко используются в других отделах математики, в частности, при изучении свойств функций: нахождение ооф, их корней, промежутков значений, промежутков знакопостоянства и т.д.
Теоретические основы изучения уравнений и неравенств заключаются в следующих основных методологических понятиях: Что такое уравнение или неравенство; Корень уравнения, решение неравенства; Что значит решить уравнение или неравенство; В чем заключается процесс решения уравнений и неравенств; Равносильные уравнения и неравенства.
В математике как науке существует несколько подходов к определению понятия уравнение:
1. Функциональный Уравнение – это аналитическая запись задачи о разыскании значений аргументов, при которых значения двух данных функций равны. Аргументы, от которых зависят эти функции, называют неизвестными, а значения неизвестных, при которых значения функций равны, называют корнями уравнения
2. С точки зрения высшей алгебры. Уравнением называется математическое соотношение, выражающее равенство двух алгебраических выражений.
Например, алгебраическим уравнением с одним неизвестным является уравнение вида: a0xn + a1xn-1 + …+an-1x+an = 0 , где a00, aiC, n –степень алгебраического уравнения.
3. Логико-математическое определение. Пусть на множестве М зафиксирован набор алгебраических операций, х – переменная на множестве М. тогда
уравнением на множестве М относительно х называется предикат вида А(х)=В(х), где А(х) и В(х) – термы (выражения) относительно заданных операций, в запись которых входит символ х.
В школьных учебниках математики существует два подхода введения понятия «уравнение»:
Теоретико-множественный подход (А.Н. Колмогоров) | Теоретико-числовой подход (Ш.А. Алимов и др.) |
Равенство, содержащее переменную, называется уравнением. | Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называется уравнением |
Значение переменной, при котором равенство обращается в верное числовое равенство, называется корнем уравнения | Корень уравнения – это значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство |
Решить уравнение – найти множество его корней | Решить уравнение – найти все его корни или установить, что их нет |
Когда будет введено понятие функции и изучена линейная функция, можно ввести функциональное определение уравнения (см. выше). Процесс решения уравнения состоит в замене одного уравнения другим, более простым. И такой процесс продолжается до тех пор, пока не получено простейшее уравнение, решение которого известно. Замена одного уравнения другим называется преобразованием уравнения, а это связано с понятием равносильности уравнений, уравнений следствия.
В школе выделяются 3 этапа знакомства учащихся с теорией равносильностей:
1. Индуктивный путь – начальная школа и 5-6 классы. В них уравнения решаются на основе зависимости между компонентами и результатами действий. Например, 5+х=7, х=7-5. В конце 6 класса, когда изучены рациональные числа, появляется возможность решать уравнения, когда неизвестные содержатся и в левой, и в правой частях уравнения. Перенос членов уравнений из одной части в другую осуществляется на основе свойств, которые устанавливаются опытным путем:
а) К обеим частям уравнения можно добавить одно и то же выражение
б) Можно умножать или делить обе части уравнения на одно и то же выражение, не равное 0
2. Дедуктивный путь. В 7 классе устанавливаются свойства уравнений на основе свойств числовых равенств. На основе этих свойств решаются уравнения в 7-9 классах.
3. Этап – вводится понятие равносильности уравнений (9 или 10 класс)
Схема изучения уравнений и неравенств
Актуализация знанийЗадача-мотив с историческим или практическим содержанием. Появляются уравнения (неравенства) нового вида. Вводится термин, формулируется цель урока, тема. Дается определениеОткрывается способ решения, т.е. конструируется алгоритмСистема упражнений на осознание и осмысление способа решенияРешение текстовых задачРешение задач по теме, в т.ч. с параметрами.
Основные учебные задачи тем, посвященных изучению уравнений
Формирование у школьников представлений о предмете математики, ее связи с действительностью, о математических моделях и математическом моделировании.
Формирование математической логической культуры школьников, связанной с осознанием или понятием уравнения, корня уравнения, что значит решить уравнение, свойства уравнений.
выявление нового типа уравнений в ходе решения задачи или на основе конструирования
Нахождение способов решения нового типа уравнений, некоторые методические рекомендации для изучения линейных и квадратных уравнений
Уже в 9 кл появляются иррациональные уравнения, в процессе решения которых можно придти к уравнению-следствию, т.е. фактически уже здесь появляется необходимость введения понятий: равносильность уравнений (неравенств) и переход к уравнению (неравенству)-следствию. Поэтому учителю в любом случае нужно будет рассказывать эти понятия учащимся.
Теорем о равносильности уравнений и неравенств достаточно много. Учитель в зависимости от уровня класса будет сам определять какие теоремы рассказывать, какие нет. Но каждую теорему нужно подробно иллюстрировать примерами. Самое главное избежать потери корней.
Можно выделить 3 этапа в обучении учащихся решению любого вида уравнений и неравенств:
1) Решение простых уравнений и неравенств. Сначала в общем виде, а затем на частных примерах, рассматривается решение простейших неравенств и уравнений. Идёт их обработка.
Например, в теме логарифмические уравнения и неравенства простейшими следует считать: logaf(a) < b, logf(a)a > b, logaf(a) < logag(a).
Можно вводить в др. последовательности: сначала частные примеры, потом общие выводить.
2) Выделение типов уравнений какого-либо данного вида и общих (спец.) приемов (методов) их решения.
К общ методам относятся след. – метод разложения на множители; - метод введения вспомогательной переменной, - функ-граф метод ( использование св-в функции и графика функции). Спец.приемы: - логарифмирование, - использование св-в логарифмов, триг формул. Чаще
всего для выделения типов ур-ий и нер-в и методов их решения используются шк лекции, как урок решения ключ.задач. Записи можно вести в 2 колонки, если параллельно изучаются ур-я и нер-ва. На этапе осознания и осмысления изученного материала, должна быть предложена серия неслож. ур-й и нер-в, по внеш.виду которых можно установить к какому типу они относятся и каким методом решаются. 3) Формирования умения решать разл. ур-ния и нер-ва. Это осуществляется на уроках практикумах. Их должно быть несколько и они должны включать несколько видов работ.
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов