18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
Учащиеся продолжают знакомиться с элементами тригонометрии в 9 классе. Здесь изучается тема: Тригонометрические функции любого аргумента. Также, вводятся понятия: радианная мера угла, синус, косинус, тангенс и котангенс угла, свойства тригонометрических функций, формулы приведения, соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента, формулы сложения, формулы двойного и половинного угла, формулы суммы и разности тригонометрических функций, преобразование произведения тригонометрических функций в сумму.
В 10 кл. возвращаемся к тригонометрическим функциям, изучая тему тождественные преобразования тригонометрических выражений.
1. Тема входит в следующие содержательные линии:
- числовая линия: учащиеся знакомятся с новой формой записи действительного числа – тригонометрической формой записи;
- линия тождественных преобразований: преобразование тригонометрических выражений необходимо для различных вычислений в астрономии, физике, при решении тригонометрических уравнений и неравенств.
2. а) Основными ведущими понятиями темы являются: синус, косинус, тангенс и котангенс числового аргумента. Сопутствующими понятиями являются задачи на доказательство тождеств.
б) Основой изучения данной темы являются предшествующие темы: «Радианная мера угла», «Поворот точки вокруг начала координат», «Определение синуса, косинуса и тангенса угла», «Знаки синуса, косинуса и тангенса».
При доказательстве тригонометрических тождеств используются основные понятия, изученные в предшествующих четырех темах.
в) Методы доказательства в логическом плане – синтез, в содержательном плане:
1). Основное тригонометрическое тождество:
Доказано с помощью единичной окружности поворотом точки (1;0) на угол α, определений синуса и косинуса, уравнения окружности. Из этого равенства выражается синус, а затем косинус. Акцентируется внимание на знаке.
2) зависимость между тангенсом и котангенсом:
Доказательство основывается на определении тангенса и котангенса. Из данной формулы выражается сначала тангенс, а затем котангенс:
, ,
Анализ задачного материала.
В данной теме представлены задачи разных типов: -На доказательство тождества методом сведения левой части к правой. - Сведения правой части к левой.- установлении того, что разность между левой и правой частями равны нулю.- методом сведения левой и правой частей к одному и тому же выражению.- На упрощение выражения с помощью использования определения тангенса и котангенса; - С помощью выражения sinnα и cosnα через sinα и cosα; - с помощью понижения степени; - представления суммы в виде произведения и наоборот; -На вычисление. - На решение уравнений.
Учебные задачи темы:
Анализ теоретического и задачного материала позволяет выделить учебную задачу темы:
- формирование умений доказывать тригонометрические тождества различными методами (сведение левой части к правой, правой части к левой, установление того, что разность между левой и правой частями равна нулю, сведение левой и правой частей к одному и тому же выражению); выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений различными способами (приём использования определения тангенса и котангенса, приём выражения sinnα и cosα; через sinα и cosα; прём понижения степени, приём представления суммы в виде произведения и наоборот, приём преобразования в произведение выражения asin α +bcos α, приём уменьшения числа тригонометрических функций)
По окончании изучения темы ученик:
Знает:
-Определение синуса, косинуса, тангенса, котангенса;
-Основные методы доказательства тождеств;
-Основные тригонометрические формулы (формулы синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов α и - α, формулы сложения, формулы двойного и половинного углов, формулы приведения, преобразования суммы и разности в произведение как следствия формул сложения для выполнения тригонометрических преобразований);
-основные частные приёмы тригонометрических преобразований (приём использования определения тангенса и котангенса, приём выражения sinn α и cosn α через sin α и cos α, прём понижения степени, приём представления суммы в виде произведения и наоборот, приём преобразования в произведение выражения asinα + bcosα, приём уменьшения числа тригонометрических функций);
Умеет:
- Доказывать тригонометрические тождества различными методами;
- Рационально применять основные тригонометрические формулы при вычислениях, доказательстве тригонометрических тождеств и решении простейших тригонометрических уравнений;
- Применять основные приёмы тождественных преобразований при доказательстве тождеств, при вычислении и решении уравнений.
Понимает:
- что формулы сложения являются центральными в курсе тригонометрии, а все остальные тригонометрические формулы являются следствиями формул сложения;
- роль аналогии при доказательстве тригонометрических формул;
- осознаёт, что материал данной темы является пропедевтикой к решению тригонометрических уравнений;
- владеет навыком вычисления значений тригонометрических функций по известному значению одной из них, используя тригонометрические формулы;
- осознаёт значимость основных частных приёмов тождественных преобразований при доказательстве тождеств, при вычислении и решении уравнений.
План урока:
Тема: Основные методы доказательства тригонометрических тождеств.
Тип урока: урок решения ключевых задач.
Цель урока:
Учебная задача: применить основные методы (сведение левой части равенства к правой, сведение правой части равенства к левой, установление того, что разность между левой и правой частями равна нулю, преобразование левой и правой частей тождества к одному и тому же выражению.) при доказательстве тригонометрических тождеств.
Диагностируемые цели:
В ходе урока ученик:
Знает: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса, основные методы доказательства тождеств.
Умеет: доказывать тригонометрические тождества различными методами, рационально применять основные тригонометрические формулы при доказательстве тригонометрических тождеств.
Понимает: роль аналогий при доказательстве тригонометрических формул.
Методы: метод аналогий.
Формы работы: фронтальная и парная.
Средства обучения: доска, мел, учебник, канва-таблица, проектор, ноутбук.
Структура урока: 1. - 10 мин; 2. - 20-25 мин; 3. - 5 мин
Ход урока:
На дом учащимся было задано повторить методы доказательства тождеств, формулы сокращенного умножения их доказательства.
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
Актуализация
- Сформулируйте определение тождества (Тождеством называется равенство, которое справедливо для любых допустимых значений входящих в него переменных).
- На доске вы видите список равенств. Выберите из них тождества.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
(Тождествами являются: 1), 3), 5), 7).)
- Докажите первое тождество. Как доказали его? (Левую часть равенства с помощью преобразований свели к правой части).
Хорошо, этот метод называется сведением левой части к правой.
- Рассмотрим следующее тождество. Как доказать его? (В правой части раскрыть скобки и привести подобные). Метод сведения правой части к левой.
5). Установление того, что разность между правой и левой частью равна нулю.
7). Преобразование левой и правой частей тождества к одному и тому же выражению.
Эти методы используются не только при доказательстве алгебраических равенств, но и при доказательстве тригонометрических тождеств.
Цель нашего урока: применить основные методы при доказательстве тригонометрических тождеств.
2. Содержательный этап.
(Раздается таблица с заполненным левым столбцом)
- На доске написаны тригонометрические тождества. Давайте их докажем.
Сведение левой части к правой | |
|
Л.ч. П.ч. Л.ч.=п.ч. |
Сведение правой части к левой | |
|
П.ч. Л.ч. П.ч.=л.ч. |
Установление того, что разность между л.ч. и п.ч. равна нулю | |
|
|
Преобразование л.ч. и п.ч. тождества к одному и тому же выражению | |
если а=с и b=с, то a=b
|
Л.ч.
|
- Итак, мы применили основные методы доказательства к тригонометрическим тождествам, таблица заполнена и вы можете ей пользоваться как образцом.
Доказательство следующего тождества выполните в парах любыми двумя методами.
Метод сведения левой части к правой
Метод сведения правой части к левой
Установление того, что разность между левой и правой частями равна 0.
Преобразование левой и правой частей тождества к одному и тому же выражению.
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов