24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
Триг. уравнения одна из самых сложных тем в шк. курсе математики. Триг. уравнения возникают при решении задач по планиметрии, стереометрии, астрономии, физики и в других областях. Уравнением называется равенство, содержащее переменную. А уравнения, в которых неизвестные содержатся под знаком триг. функций, называются триг. уравнениями.
Отличительная особенность триг. уравнений – бесконечное множество корней. Эта особенность связана с характерным свойством триг. функций – периодичностью. Решение триг. уравнений выполняется в большинстве случаев путём сведения их к простейшим триг. уравнениям. Поэтому и работу с триг. уравнениями естественно начинать с простейших триг. уравнений.
Уравнение f(x) = а, где а – данное число, а f(x) – одна из основных тригонометрических функций, называют простейшим триг. уравнением. В школьном курсе рассматриваются следующие простейшие тригонометрические уравнения: sin t = a, cos t = a, tg t = a, ctg t = a.
При изучении новых понятий арксинуса числа, арккосинуса числа, арктангенса числа, а также при решении простейших триг. уравнений и неравенств можно выбрать метод УДЕ.
Понятия арксинус, арккосинус, арктангенс действительного числа для учащихся являются новыми. Их определения сложные для восприятия учащихся, в учебниках приводится в символьной форме:
Но может быть сформулировано и словесно:
Опр. Арккосинусом числа а [-1; 1] называется такое число из отрезка косинус которого равен числу а.
Опр. Арксинусом числа а [-1; 1] называется такое число из отрезка синус которого равен числу а.
Опр. Арктангенсов числа а R называется такое число , тангенс которого равен а.
Опр. Арккотангенсом числа а R называется такое число , арккотангенс которого равен а.
Арксинус, арккосинус, арктангенс действительного числа являются новым представлением числа. Геометрической интерпретацией новых понятий является длина дуги или угол, на которую он опирается. В связи с этим вводится новый математический знак – arc, а также новые символы – arccosα, arcsinα, arctgα. Введение этих понятий становится необходимым при решении простейших тригонометрических уравнений. Понятиям тригонометрические уравнения и неравенства определение не формулируется, а дается лишь описание.
Трудности темы:
1. В отличие от иррациональных, показательных и логарифмических уравнений, где в каждом классе имеется по одному типу простейших, здесь приходится рассматривать три (а в некоторых учебниках четыре) типа простейших уравнений: sinx = a, cosx = a, tgx = a, ctgx = a.
2. Изучение этих типов уравнений требует введения новых понятий (arcsina, arccosa, arctga, arcctga), содержащие новый математический знак;
3. Впервые учащиеся сталкиваются с бесконечным множеством корней уравнения вместо привычного конечного множества;
4. Наличие параметра в записи решений;
5. Для каждого типа простейших тригонометрических уравнений имеется общая формула корней (особо нужно отметить формулу корней для уравнения sinx = a, где содержится непривычный указатель знака (-1)n);
6. При решении уравнений sinx = a, cosx = a, следует учитывать условие , указывающее на наличие корней;
7. Необходимо владеть геометрическим смыслом решения тригонометрических уравнений на координатной плоскости, т.е. решение уравнений с помощью числовой окружности.
При решении триг. уравнений учащиеся привыкают к тому, что число решений триг. уравнения бесконечно, но можно построить уравнения, имеющие конечное число корней. Их решение полезно так, как позволяет осознать смысл целочисленного параметра, входящего в формулу для корней триг. уравнения. Рассмотрение простейших уравнений начинается с уравнения cosx=а, поскольку формула его корней проще, чем формула для корней уравнения sinx=а, в которой используется непривычный указатель знака (-1)n Для достижения усвоения новых понятий необходимо проводить пропедевтику, когда изучается числовая окружность, научить школьников вычислять длины дуг единичной окружности; находить на окружности точки, соответствующие любым числам; находить для точки окружности числовой прообраз; находить декартовы координаты основных точек (типа π/4, π/3); отыскивать на окружности и правильно записывать точки, удовлетворяющие определенным условиям (например, x = ½, x>0, y = и т.д.). Тем самым мы фактически учим школьников находить значения тригонометрических функций и знаки их по четвертям, решать простейшие триг. уравнения и неравенства до того, как введены термины: абсцисса – косинус, ордината – синус. Но главное – приучаем в трудных случаях привлекать на помощь основную модель, на которой строится вся школьная тригонометрия – числовую окружность на координатной плоскости.
Учебная задача: 1. Выделить в совместной деятельности с учащимися содержание понятий арккосинуса, арксинуса, арктангенса, арккотангенса; формулы корней (решений) простейших триг. уравнений и неравенств.
2. Рассмотреть типы триг. уравнений, не являющихся простейшими, методы (способы) их решения. Алгебраические методы: введение вспомогательной переменной; разложение на множители; приёмы введения вспомогательного аргумента и сведения к однородному уравнению при решении неоднородных уравнений; решение однородных уравнений разных степеней; универсальная подстановка. Графический метод.
3. Формирование умений в решении триг. уравнений и неравенств, отбора корней при решении триг. уравнений и неравенств геом. и алгебр. способами.
диагностируемые цели: В результате изучения темы ученик
знает: - определения понятий arcsin а, arcсos а, arctg а, arcctg а;
- свойства понятий arcsin а, arcсos а, arctg а, arcctg а;
- формулы нахождения корней (решений) простейших тригонометрических уравнений и неравенств;
- виды (типы) тригонометрических уравнений и методы (способы) их решения.
умеет: - решать простейшие триг. уравнения (неравенства);
- применять определения и свойства arcsina, arсcosa, arctga, arcctga при решении триг. уравнений и неравенств и других упражнений;
- доказывать свойства arcsina, arсcosa, arctga, arcctga;
- проводить отбор корней при решении триг. уравнений и неравенств (как простейших, так и нет) геом. и алгебр. методами;
- решать триг. уравнения различных типов, используя различные методы (приемы) решения. Алгебраические методы. Графический метод
понимает:
- что, arcsina, arсcosa, arctga, arcctga это новые способы записи числа (угла);
- происхождение нового обозначения - «arc»;
- роль видовых отличий понятий: arcsina, arсcosa, arctga, arcctga;
- при решении каких типов триг. уравнений следует применять тот или иной метод (способ) решения.
- какие преобразования могут привести к потере корней или появлению посторонних корней;
- аналогию при выведении формул простейших триг. уравнений и неравенств.
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов