21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
sin x=a, sin x>a, sin x<a относится к простейшим тригоном. ур-иям и нер-вам, поэтому целесообразно изучать их методом УДЕ, т.е. рассматривать параллельно. Записи можно вести в таблице.
sin x=a | sin x>a | sin x<a |
|
|
|
Начать следует с рассмотрения частных случаев: а = о, 1, -1.
Сначала при нетабличных значениях а выявляются некоторые общие формулы. Для sinx = a это сделать труднее всего. Нужно подробно поговорить о том, что например, уравнение sin x = ½ имеет две формулы корней
x1 = π/6 + 2πk, где k Z.
x2 = π – π/6 + 2πk = 5 π/6 + 2πk, где k Z.
Можно записать x2 = – π/6 + (π+2πk) = – π/6 + π(1+2k), где k Z.
Т.о., две формулы можно объединить в одну:
x = + πk , где k Z.
Потом возникает вопрос записи решения при нетабличных а, например, sin x = 2/3
Рассуждения проводятся аналогично
x1 = t1 + 2πk, где k Z.
x2 = - t1+ 2πk, где k Z.
Где t1 от -1 до 1.
x = + πk, где k Z.
Остается выяснить, чему равно t1. Вводится определение arсsin а, где а от -1 до 1. В итоге получаем общую формулу
x = arcsin а+ πk, где k Z.
Вводятся свойства arcsin а.
Рассмотрим фрагмент урока по введению этих понятий.
В актуализации следует дать задания следующего типа:
1. Вычислить значения: sin π/6; sin π; sin 0; sin π/2 , sin 5π/6.
2. Синус какого угла равен 1/2; 0; 1;- 1; -1/2, если , ?
Рассмотрим это уравнение для табличных значений а. Записи будем вести в таблице. Рассмотрим sinx = 0. Как будем решать это уравнение?
У: с помощью числовой окружности. Отметим точку, ордината которой равна 0. Проведем прямую через эту точку параллельную оси Ох. Точки пересечения данной прямой с окружностью и есть решение данного уравнения.
x = πk, где k Z.
П: Решим соответствующее неравенство со знаком больше sin x > 0. Что будет являться решением этого неравенства?
У: решением данного неравенства будет множество точек единичной окружности, лежащее выше прямой у=0.
2πk < x < π+2πk, k Z.
П: третий столбец таблицы заполняется самостоятельно.
У: π+2πk < x < 2π+2πk, k Z
Аналогичная работа происходит и для а=1, а=-1.
sin x=a | sin x>a | sin x<a |
sin x = 1, x = π/2 +2πk, где k Z.
| sin x >1 решения нет | sin x <1 R, x≠ π/2 +2πk, k |
sin x = -1, x = 3π/2+ 2πk, где k Z.
| sin x >-1 x≠ 3π/2 +2πk, k | sin x<-1 решений нет |
sin x =1/2, x1 = π/6 + 2πk , где k Z. x2 = π – π/6 + 2πk , где k Z. x = + πk , где k Z. | sin x > 1/2 π/6 + 2πk < x < 5π/6+ 2πk, где k Z
| sin x< 1/2 -7π/6 + 2πk < x < π/6 + 2πk, где k Z
|
Мотивация.
Далее предлагается решить следующую задачу: синус какого угла равен 2/5
П: это значит решить уравнение sin x = 2/5, так как 2/5 не табличное значение, то сделать мы этого пока не можем. Итак, целью нашего урока является «Найти решение уравнения sin x = а».
Содержательная часть.
П: решите следующее уравнение sin x = 2/5, как будете решать?
У: Отметим точку, ордината которой равна 2/5 . Проведем прямую через эту точку параллельную оси Ох. Точки пересечения данной прямой с окружностью и есть решение данного уравнения.
П: Обозначим эти точки t1 и t2. Тогда как запишется решение этого уравнения?
У: x1 = t1 + 2πk, где k Z.
x2 = t2+ 2πk, где k Z.
П: Как связаны t1 и t2?
У: t2 = π - t1. Тогда
x1 = t1 + 2πk, где k Z.
x2 = π- t1+ 2πk, где k Z.
П: Можно x2 записать еще по-другому x2 = - t1+ π +2πk = - t1+ π(1+2k), где k Z.
Тогда можно объединить x1 и x2, получим x = + πk, где k Z.
Осталось найти t1. Очень часто приходится решать уравнения типа sin x= a, где а от -1 до 1 и а не является табличным значением. Для этого в математике вводится понятие arcsin числа а. Сформулируем определение: арксинусом числа а из [-1,1], называется такое число из [- π/2, π,/2], синус которого равен а.
П: Чему будет тогда равно t1 из нашего примера?
У: t1 = arcsin2/5 . Тогда x = arcsin2/5 + πk , где k Z, так как t1 из [- π/2, π,/2].
П: Т.о., получим общую формулу для решения уравнения sin x= a, где а от -1 до 1.
x = arcsin а + πk , где k Z.
П: Решим теперь неравенство sin x > 2/5. Что будет являться решением этого неравенства?
У: решением данного неравенства будет множество всех точек единичной окружности, лежащее выше прямой у = 2/5.
П: Запишите решение этого неравенства.
П: решите неравенство sinx< 2/5.
У: решением данного неравенства будет множество всех точек единичной окружности, лежащее ниже прямой у= 2/5.
- π-arcsin 2/5 + 2πk < x < arcsin2/5 + 2πk, где k Z
П: Сделаем вывод, какое будет решение неравенства sin x>a?
У: arcsin а+2πk < x < π- arcsin а+2πk, где k Z
П: какое будет решение неравенства cos x<a?
У: - π-arсsinа + 2πk < x < arсsin а + 2πk , где k Z
П: Вернемся к понятию арксинуса. Применяя определение, найдите значение выражения:
arcsin ( ); arcsin ( ); arcsin (1/2);arcsin (- ); arcsin (– ); arcsin (–1/2)
У: arcsin ( ) = π/3; arcsin ( ) = π/4; arcsin (1/2) = π/6; arcsin (– )= - π/4; аrсsin (–1/2) = 11π/6 = -π/6; arcsin (- )=5π/3 = -π/3
П: Выразите arcsin (– ) через arcsin ( ), аrсsin (–1/2) через аrсsin (1/2)
У: arcsin (– )= - π/3 = - arcsin ( )
аrсsin (–1/2) = - π/6 =- аrсsin (1/2)
П: как вычислить значение arcsin (– а)?
У: arcsin (– а)=- arcsin ( а)
Далее подводятся итоги урока.
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов