17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
В учебнике Алимова в начале α рассматривается как угол, принимающий любые значения, выраженные как в градусах, так и в радианах. Затем α рассматривается как произвольное число. В учебниках Мордковича последовательность обратная, но независимо от этого методические подходы к введению sin, cos, tg и сtg одинаковы.
С ледует отметить, что ученики с элементами тригонометрии встречались и не однажды: в курсе геометрии в главе «Подобные треугольники» (8кл) рассматривается тема «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника», в которой были даны определения sin, cos, tg и сtg острого угла прямоугольного треугольника, как соотношение соответствующих сторон:
sinα=а/с, cosα=b/c, tgα=a/b, ctgα=b/a. Рассматривается основное тригонометрическое тождество. Формула . Определяются значения sin, cos, tg и сtg угла в 30о, 45о, 60о. Далее это находит применение в курсе физики 8 кл.
Второй раз учащиеся встречаются с элементами тригонометрии в курсе геометрии 9 кл. в теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Вводятся понятия единичной полуокружности, даются определения sin, cos, tg и сtg угла α, где α∈[0o;180o]. Sin уже определяется как ордината, а cos как абсцисса точки единичной окружности, но это выводится из предыдущих определений, tgα определяется как отношение sinα к cosα, (α≠900)
Рассматривается основное тригонометрическое тождество, возникают формулы приведения (не доказываются): sin(90-α)=cosα, cos(90-α)=sinα при 0 α 90, sin(180-α)=sinα, cos(180-α)=-cosα при 0 α 180.
Все это используется далее для записи формул:
- S∆=1/2*absinα;
- теоремы синусов (стороны треугольника пропорциональны синусам противоположных углов);
- теоремы косинусов (a2 = b2+c2-2bc cosA).
Происходит нахождение различных элементов треугольника (называется «решением треугольника») по 3-м данным элементам, определяющим треу-к. Таким образом происходит пропедевтика к изучению тригонометрии в курсе алгебры 9-10.
В 9 кл в курсе алгебры в теме «Элементы тригонометрии» вводится определение sin, cos, tg и сtg числа (Мордкович), угла (Алимов).
- Вы знаете, что любому числу (углу) α соответствует единственная точка числовой окружности Р(α). Эта точка имеет две декартовы координаты хα и уα. Абсцисса хα называется косинусом числа (угла) α, а ординату уα – синусом числа (угла) α. хα = cosα, уα = sinα
Вводится четкое определение sin, cos.
Опр. Синусом угла α называется ордината точки, полученной поворотом точки (1,0) вокруг начала координат на угол α.
Опр. Косинусом угла α называется абсцисса точки, полученной поворотом точки (1,0) вокруг начала координат на угол α.
tg и сtg определяются как отношение.
,
,
Н еобходимо отметить, что sin, cos определены для любого α, а для tg и сtg есть ограничения. Далее отмечаем, что определение sin, cos имеет геометрическую интерпретацию: ось ординат – ось синусов, ось абсцисс – ось косинусов. Тут же необходимо ввести геометрические интерпретации для tg и сtg.
- Пусть дана числовая окружность, проведём через точку с координатами (0,1) прямую l||Oy, следовательно l препендик Ox, т.е. перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку (1,0). А раз прямая проведена к радиусу, то она является касательной к окружности в этой точке. Пусть .
Рассмотрим точку P(cosα,sinα). Соединим О и Р. ОР пересекает l в точке Т, найдем координаты точки Т. (х=1) Уравнение прямой ОР имеет вид у=кх. Нужно найти k. Подставим в него координаты точки Р, чтобы найти к. Тогда sinα = kcosα, k=tgα. Тогда уравнение прямой ОР: у = x∙tgα. Точка Т принадлежит прямой ОР, т.е её координаты удовлетворяют данному уравнению, тогда имеем у=1∙tgα, То есть прямую l можно считать осью тангенсов. Аналогично вводится ось котангенсов.
Геометрические интерпретации позволяют установить, что множество значений синуса и косинуса ограничено [-1;1], а тангенсов и котангенсов имеет все возможные значения.
Таким образом, начиная с определений и далее изучение элементов тригонометрии идёт методом УДЕ, т.е. все определения, свойства, тождества, формулы рассматриваются параллельно для sin, cos, tg, ctg.
Ключевой является формула косинуса суммы двух аргументов.
Теорема. Для любых α и β справедливо равенство:
Д оказательство:
Пусть точки Мα, М–β, Мα+β получены поворотом точки М0 (1; 0) на углы α, -β, α+β рад соответственно. По опр. синуса и косинуса эти точки имеют следующие координаты: Мα(cosα; sinα), М–β(cos(-β); sin(-β)), Мα+β(cos(α+β); sin(α+β)).
Так как ∠М0ОМα+β = ∠М–βОМα, то равнобедренные треугольники М0ОМα+β и М–βОМα равны и, значит, равны их основания М0Мα+β и М–βМα. Следовательно, (М0Мα+β)2 = (М–βМα)2. Используя формулу расстояния между двумя точками, известную из курса геометрии, получаем . Преобразуем это равенство:
.
Используя основное тригонометрическое тождество, получаем:
, откуда .
Все последующие формулы выводятся из неё. Эту взаимосвязь следует показать учащимся. Следует обратить внимание на приёмы запоминания формул, особенно формул приведения.
Учебник Ш.А. Алимова в отличие от учебника Мордковича, где вначале идёт изучение sinα, cosα, tgα, ctgα как чисел, выводятся свойства чисел такого вида. Т.е. из содержательных линий курса алгебры здесь явно представлена числовая линия. Далее выводятся формулы тригонометрии, рассматриваются методы док-ва тригонометрических тождеств. Упрощаются тригонометрические выражения, т.е. формируется линия тождественных преобразований и только потом в тригонометрии рассматривается линия уравнений и неравенств и функциональная линия.
У А.Г. Мордковича ведущей является функциональная линия, а потом рассматривается всё остальное.
- 1. Цели и задачи изучения курса алгебры, алгебры и начал анализа в 9-11 классах
- 2. Понятие функции в мат-ке и в школьном курсе мат-ки. Формирование понятия функции в школьном курсе мат-ки
- 3. Знания и умения школьников, связанные с понятием функции. Методика введения понятия функции
- 4. Методика изучения линейной функции
- 5. Методика изучения квадратичной функции
- 6. Методика изучения общих свойств функции
- 7. Расширение понятия степени. Методика введения понятия степени с целым показателем
- 8. Методика введения арифметического корня с натуральным показателем, степени с рациональным показателем
- 9. Определение степени с действительным показателем и её свойства
- 10. Теоретические основы изучения степенной функции
- 11.Урок обобщения и систематизации по теме «Степенная ф-ция»
- 12.Проект изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (9 класс). Урок решения ключевых задач (метод уде)
- Глава 4, §§14-16.
- Глава 4, §§14-16.
- Ход урока
- 12. Теор. Основы изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
- 13. Методика изучения показательной функции
- 14. Теоретические основы изучения логарифмической функции. Методика введения понятия логарифма
- 1. Мотивационно-ориентировочный этап
- 2. Содержательный этап.
- 15. Разработка урока-лекции «Логарифмическая функция, её свойства и график»
- I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- II.Содержательная часть.
- 16. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: числовая окружность, числовая окружность на координатной плоскости
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 17. Методические основы введения и изучения элементов тригонометрии: определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса числа (угла)
- 18. Теоретические основы изучения темы «Тождественные преобразования тригонометрических выражений». Урок решения ключевых задач
- 19. Методические рекомендации к изучению тригонометрических функций. Методика изучения свойства периодичности функции
- 21. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арксинус числа. Свойства арксинуса числа»
- 22. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арккосинус числа. Свойства арккосинуса числа»
- 23. Проект урока-лекции «Решение уравнений и неравенств Арктангенс числа. Свойства арктангенса числа»
- 24. Методика обучения решению триг. Уравнений и неравенств. Основные приёмы решения триг. Уравнений
- Семинар-практикум по теме: «Основные приёмы решений тригонометрических уравнений».
- 25. Логические основы решения уравнений и неравенств в старших классах. Методические рекомендации к изучению понятий равносильные уравнения, уравнения – следствия, теорем о равносильности уравнений
- 26. Методика обучения учащихся решению частных видов уравнений и неравенств. Построение урока решения задач (на примере темы «Логарифмические уравнения и неравенства»)
- 2.Операционно-познавательный этап.
- 1. Решите уравнение:
- 2) Решите уравнение: .
- 3) Решите уравнение:
- 4) Решите уравнение: .
- 6) Решить неравенство: .
- 3.Рефлексивно-оценочный этап.
- 27. Организация заключительного повторения в 11 классе темы «Уравнения и неравентсва». Урок-лекция «общие методы решения уравнений»
- 1 Группа.
- 2 Группа.
- 3 Группа.
- 28. Методика введения понятий предела функций в точке и непрерывности функции
- 29. Методика введения понятия производной функции
- 30. Методика изучения геометрического смысла производной, уравнения касательной к графику функции
- 31. Теоретические и методические основы изучения темы «Применение производной к исследованию функции»
- 32. Теоретические и методические основы изучения первообразной и интеграла
- 33. Причины включения в школьный курс математики элементов вероятностно-статистической линии. Основные цели изучения элементов теории вероятностей и математической статистики
- 34. Теоретические и методические основы изучения теории вероятностей в школьном курсе математики 9-11 классов