logo
учебник Кикоть ОВД 480 с

§ 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел

Под системой нравственного воспитания следует понимать совокупность задач, способов, методов, форм и средств воздействия субъекта воспитания на объект и критериев нравственности. Этому процессу, как правило, предшествует этап внесения в сознание сотрудников необходимых этических знаний, формирование у них представлений об основных категориях этики, нравственных нормах и принципах, о моральном идеале личности. Эту задачу решают этическое просвещение (агитация и пропаганда).

В системе правоохранительных органов используются разнообразные формы распространения этических знаний: лекции, беседы, читательские конференции, кинолектории, тематические вечера, конференции, теоретические семинары, занятия в системе служебной подготовки, встречи за «круглым столом», диспуты, специально посвященные вопросам морали, нравственному облику сотрудника, моральному идеалу, моральному фактору и моральному выбору, другим моральным проблемам.

Важное воспитательное и побудительное воздействие на сотрудников, особенно молодых, оказывает творческое и активное обсуждение таких этических категорий, как долг, честь, совесть, личное достоинство, справедливость, добро и зло. Обсуждение этих категорий может проходить, например, в ходе тематического вечера «Как ты понимаешь смысл «профессиональной чести» («чести мундира»)?» Хорошо, когда такой вечер основывается не только на художественных образах или исторических личностях, но и на фактах из жизни данного органа, подразделения. Причем воспитательное значение имеют не только положительные примеры высоконравственного поведения сотрудников, их мужества, стойкости, принципиальности, честности и скромности, но и анализ фактов безнравственных поступков отдельных лиц, пятнающих честь мундира, роняющих высокое звание солдата правопорядка. Все это позволяет широко и целенаправленно распространять этические знания, доводить их до каждого сотрудника, формировать у него положительное отношение к этим важным знаниям, стремление проявить их в служебной практике и повседневном поведении.

Однако как бы ни было значимо этическое просвещение, оно не может быть самоцелью и никогда не в состоянии заменить нравственного воспитания, поскольку воспитуемый — это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Сотрудник может обладать обширным этическими знаниями и в то же время жить и служить, «добру и злу внимая равнодушию», совершать безнравственные поступки. Это свидетельствует о том, что знания для сотрудника не стали его убеждениями, что процесс обучения не сопровождался воспитанием.

Если сотрудника окружает обстановка взаимной требовательности, справедливости, трудолюбия, принципиальности, чуткости к людям, бескорыстной дружбы, строгого соблюдения законности, то эта среда сама побуждает к высоконравственному поведению. В такой среде легче усваивать моральные ценности, а этические знания, не встречая противоречий в общественной практике, переходят в моральные убеждения сотрудника. И, напротив, если в коллективе проявляются факты грубости, двуличия, злоупотребления служебным положением, очковтирательства, беспринципности, «дедовщины», то они служат серьезным препятствием на пути нравственного воспитания личного состава. Поэтому забота о поддержании в коллективе здоровых моральных отношений и о строгом соблюдении законов, служебного этикета является не только важной самостоятельной задачей, но и необходимым условием нравственного воспитания.

В процессе служебной деятельности сотрудникам нередко приходится делать выбор между служебным долгом и покоем, удобствами, между коллективным и личным, между принципиальностью и дружескими отношениями с сослуживцами, между «хочу» и «надо». Только в борьбе между «могу» и «должен», «мое» и «наше», «я» и «мы» закаляется моральный характер сотрудника, формируются его прочные нравственные убеждения. И здесь немалую роль играют морально-психологический климат коллектива, его традиции, личность воспитателя, его авторитет и личный пример, деятельность общественных организаций. Коллектив и его руководитель не могут не замечать, когда сотрудник жертвует личным в интересах общественного, и оставлять без внимания поступки противоположного содержания. Такая практика способствует не только нравственному воспитанию сотрудников, но и сплочению коллектива, успешному решению служебных задач.

Необходимым элементом системы воспитания являются его задачи, которые могут выступать как направления или цели работы. Важно иметь в виду, что эти задачи решаются не поэтапно (сегодня — потребности, завтра — убеждения), а комплексно и гармонично, не вступая в противоречия друг с другом.

Нравственно совершенная личность - продукт благотворного влияния на нее социальной среды, воспитания и самовоспитания, представляющие собой относительно самостоятельные способы формирования человека. Социальная среда — более-менее устойчивый и объективный фактор. Она воздействует на сотрудника как положительными ее проявлениями, так и негативными. Задача воспитателя заключается в том, чтобы опираться на позитивные стороны социальной среды, нейтрализуя (насколько это возможно) воздействие негативных факторов. Нравственное воспитание будет малоэффективным либо даже с негативными последствиями если не учитывать, в каких условиях живёт и трудится сотрудник, какова в целом обстановка в регионе или стране, каково отношение к органам внутренних дел населения, СМИ и т. д.

Другим способом воздействия на личность выступает воспитание как целесообразный процесс, в котором участвует воспитатель (руководитель, наставник, аппарат, орган), имеющий конкретную программу, знающий состояние объекта воспитания, владеющий необходимыми знаниями, навыками и умениями работы с людьми. Если социальная среда не всегда предсказуема, не поддаётся быстрому изменению, то воспитание как научно управляемый процесс этими недостатками не страдает. Оно конкретно, гибко и позволяет прямо или косвенно увидеть результаты труда, внести необходимые коррективы для его улучшения.

Действенность нравственного воспитания обеспечивается только тогда, когда внешнее моральное воздействие дополняется внутренней активностью воспитуемого, его самовоспитанием, стремлением следовать предписаниям морального порядка, развивать в себе качества, необходимые для полноценной жизни. Там же, где двуединый процесс нарушается, нравственное воспитание приобретает характер волюнтаризма, прожектерства, пагубно сказывается на воспитуемом, порождает лицемерие. По словам К. Д. Ушинского, «самая существенная, самая человеческая потребность… есть потребность совершенствования развития»1. Самовоспитание как способ формирования личности представляет ситуацию, когда человек одновременно является и объектом, и субъектом и чем совершеннее личность, тем большую роль играет её самовоспитание.

Качество той или иной системы нравственного воспитания, ее практическая значимость выявляются при помощи определенных критериев, имеющих как прямое, так и косвенное проявление. Один из высших критериев нравственного развития — активная жизненная позиция сотрудника, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой его поведения. Другим критерием выступают практические дела работника, его поведение, поскольку о нравственности человека, как писал В. Г. Белинский, судят не по его разглагольствованиям о морали, а по его поступкам. Важным критерием нравственного воспитания является соотношение в жизнедеятельности сотрудника личных и общественных интересов, его способность подчинить личные потребности интересам коллектива. Среди других критериев можно назвать уровень этических знаний сотрудников, моральный климат в коллективе, его моральный потенциал, стабильность коллектива, устойчивость его профессионального ядра, стиль деятельности руководителя и ряд других, каждый из которых имеет свои показатели, подтверждающие степень их проявлений. Знание критериев эффективности нравственного воспитания и их основных показателей позволяет руководителям и воспитателям управлять процессом нравственного воспитания сотрудников, добиваться действенности применяемых форм, средств, методов, работы всех субъектов воспитания. Отсутствие чёткого представления о критериях работы делает её бессистемной, хаотичной, по существу бесполезной и даже вредной, подрывает авторитет субъектов воспитания.

Система нравственного воспитания предполагает широкое применение разнообразных средств духовно-нравственного воздействия на сотрудников. Видное место в системе нравственного воспитания личного состава занимают: профессиональная деятельность, художественная литература и искусство, средства массовой информации, устная и наглядная агитация, уже упоминавшиеся вечера, читательские конференции, ритуалы, чествования достойных сотрудников. Работники должны видеть и знать, что честный, добросовестный труд приносит положительные плоды и не остается незамеченным, точно так же, как и «труд» лодырей, неумех, безответственных сотрудников и карьеристов, очковтирателей, нарушителей служебной дисциплины и законности не остается вне поля зрения коллектива и его руководителя.

Хороший воспитательный эффект дают ознакомление молодого сотрудника с историей подразделения, его заслугами и лучшими кадрами, встречи с ветеранами, представителями трудовых коллективов, хорошо продуманные ритуалы приема молодых сотрудников в большую семью работников правопорядка, шефство ветеранов над молодыми сотрудниками, «вечера-портреты». Большой нравственный заряд молодым работникам приносят также торжественные ритуалы принятия Присяги, вручения табельного оружия, техники, присвоения специального звания с вручением погон.

Важным условием быстрой адаптации молодых сотрудников, предотвращения «профессиональной» деформации служит их вовлечение в активную общественную работу. Аппараты по работе с личным составом, общественные организации после выявления склонностей и интересов новичков предлагают им участие в художественной самодеятельности, других видах самодеятельного творчества, организуют и контролируют их досуг, заботятся об их профессиональном и нравственном становлении, о бытовых условиях жизни. Большую помощь в нравственном становлении молодых сотрудников могут оказать разрабатываемые на местах специальные памятки, инструкции, где излагаются вопросы профессиональной этики, нравственные требования к работникам, правила поведения на службе и в быту, даются рекомендации по самовоспитанию.

Большую роль в деятельности правоохранительных органов играют традиции. Это — устойчивые и, как правило, неформальные обычаи и нормы поведения членов служебных коллективов, которые складываются на основе общепринятых условий совместной жизнедеятельности, характерных для данного региона или коллектива; это — соблюдение определенных правил, линии поведения большинством членов общества или группы на основе неформальных отношений, норм морали и нравственности, существующих помимо нормативной базы.

Моральное состояние сотрудников и коллектива, нравственные средства воздействия, моральные последствия служебной деятельности не являются неизменными, ими можно управлять, их можно формировать и использовать в зависимости от условий жизнедеятельности личного состава и характера предстоящих или выполняемых задач. Основными субъектами управления процессом нравственного становления сотрудников выступают руководители, аппараты по работе с личным составом, наставники, советы ветеранов, комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике, ряд других.

Важным институтом нравственного воспитания и укрепления нравственных основ служебной деятельности является наставничество1. За годы своего существования система наставничества показала свою эффективность. Целью наставничества является оказание помощи сотрудникам (стажерам) в их профессиональном становлении, а также формирование в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России кадрового ядра. Основными задачами наставничества являются:

а) адаптация к службе в органах внутренних дел и закрепление сотрудников (стажеров) в соответствующих подразделениях, ускорение процесса профессионального становления сотрудника органов внутренних дел и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него оперативно-служебные задачи на занимаемой должности;

б) привитие сотрудникам (стажерам) интереса к правоохранительной деятельности и порученному делу, верности Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, усвоение лучших традиций служебных коллективов, воспитание у них уважения к правам и достоинству человека и гражданина, добросовестности, дисциплинированности, законопослушности, бдительности, мужества, гражданской и правовой активности, сознательного и творческого отношения к выполнению служебного долга.

Большие возможности нравственно-правового воздействия на сотрудников заложены в комиссиях органов, подразделений, учреждений системы МВД России по служебной дисциплине и профессиональной этики. Их статус закреплен в типовом положении о комиссии органа, подразделения, учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебной дисциплине и профессиональной этике1.

По своим функциям комиссия является общественным профилактическим органом, призванным оказывать содействие руководителям органов внутренних дел в работе по укреплению служебной дисциплины и законности. На рассмотрение комиссии могут быть внесены или приняты по собственной инициативе материалы о нарушении сотрудником служебной дисциплины, или о совершенных им правонарушениях, а также в случае возникновения конфликта интересов.

Одним из важнейших субъектов нравственного воспитания личного состава, бесспорно, являются советы ветеранов органов, учреждений, подразделений внутренних дел. Обладая колоссальным служебным и жизненным опытом, к тому же нередко приобретенным в боевых условиях и чрезвычайных ситуациях, ветераны несут в ряды молодых сотрудников слова правды, верности Присяге и служебному долгу, любви к Отечеству и заботы о человеке. Участие ветеранов в служебной деятельности, в роли кураторов или наставников, в массовых торжествах, посвящённых государственным или ведомственным праздником, в различных ритуалах делает их особо значимыми и запоминающимися. Погоны или табельное оружие, полученные из рук ветерана родного учреждения, подразделения или органа внутренних дел с его напутствием и рукопожатием приобретают особый смысл. Участие ветеранов в «уроках мужества», работе различных комиссий, в советах наставников, комиссиях по служебной дисциплине и профессиональной этике наполняет их нравственных содержанием, благотворно влияет на моральное состояние личного состава.

Новый импульс к активизации роли ветеранов в нравственном воспитании молодых сотрудников дал приказ МВД России от 3 ноября 2006 г. № 875 «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с ветеранскими организациями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России». Данным Приказом существенно повышен статус руководителей ветеранских организаций. Они включаются в состав коллегий, членов оперативных совещаний и учёных советов. Их стали назначать помощниками руководителей органов внутренних дел по работе с ветеранами. Рекомендовано включать ветеранов в состав групп, выезжающих на места для контроля и оказания помощи.

Центральное место в организации процесса нравственного воспитания занимают руководители всех степеней и аппараты по организации воспитательной работы с личным составом. Именно от их компетентности и ответственности зависит качество работы всех иных субъектов воспитания.

Важным событием в организации нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел явился приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел». Согласно требованиям приказа главными целями обновляемой системы воспитательной работы считаются:

Среди основных направлений совершенствования воспитательной работы:

Особую роль в нравственном становлении сотрудников играют руководители, сочетающие в себе авторитет власти с моральным авторитетом. В соответствии с рядом нормативных актов МВД России руководители несут персональную ответственность за моральное состояние личного состава.

Прямой задачей каждого руководителя является выявление и устранение искривлений в поведении и деятельности своих подчиненных, умение вовремя оценить появившуюся в коллективе негативную тенденцию и разработать меры для ее преодоления: административные, информационно-воспитательные, кадровые, финансово-экономические и др. Это может быть достаточно эффективным лишь в том случае, если руководитель имеет четкое представление о моральном потенциале, моральном состоянии вверенного ему служебного коллектива.

Своеобразие морального воздействия руководителя на подчиненных заключается в том, что оно осуществляется постоянно, даже когда его нет на службе. Сотрудники совершают поступки, во-первых, с учётом их оценки со стороны своего начальника (командира), а во-вторых, нередко копируя поведение своего авторитетного руководителя. В морально здоровом коллективе сотрудники стараются не подвести своего начальника и заслужить его одобрение своих действий.

Те или иные сбои в системе нравственного воспитания порой порождают явление, которое называется профессионально-нравственной деформацией отдельных сотрудников.