1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
Вся работа с личным составом, связанная с экстремальными условиями, по времени проводится в три этапа:
1) подготовительная работа (непосредственная подготовка личного состава перед началом действий в экстремальных условиях);
2) работа в экстремальных условиях (управление действиями сотрудников в ходе решения стоящих задач);
3) заключительная работа (сразу после завершения действий).
Особое значение имеют первые два этапа, поэтому остановимся на них подробнее.
Подготовительная работа носит характер непосредственной подготовки людей к успешному выполнению конкретных служебно-боевых задач.
Ее основными задачами являются:
подбор людей, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач и более всего способных успешно выполнить их;
работа по уяснению понимания исполнителями сути и деталей задач и того конечного результата, который должен быть достигнут; способов действий, ожидаемых трудностей и путей их уменьшения и преодоления;
при необходимости, доучивание сотрудников, повышение уровня их индивидуальной натренированности, а в группах — взаимопонимания и сплоченности;
осуществление так называемой преднастройки — повышения уровня их мобилизованности, приблизив его к боевому настрою;
повышение активности и уровня мотивации сотрудников: чувства долга и ответственности за порученное дело, патриотизма, желания лично участвовать в пресечении нарушений правопорядка, задержании правонарушителей и защите их жертв;
укрепление веры в успех.
Пути решения этих задач:
подбор и расстановка личного состава;
проведение бесед с сотрудниками и разъяснением им общественно-политической, социальной, криминогенной, морально-психологической обстановки и других особенностей в зоне предстоящих действий; этнических и национальных особенностей населения, его обычаев и традиций; разоблачение слухов (если они доходят до личного состава) и т. п.;
инструктажи личного состава с объявлением и разъяснением основных задач его действий и конкретных поручений, конечного результата, который должен быть достигнут;
разъяснение способов выполнения задач, ожидаемых трудностей, способов их уменьшения и преодоления; организация для этого встреч с опытными сотрудниками, ранее принимавшими участие в решении аналогичных действий; приведение личному составу положительных примеров из прошлого опыта; предупреждение о возможных ошибках и промахах, а также дача рекомендаций о путях их недопущения;
специальный инструктаж по осуществлению взаимодействия с представителями местной власти, сотрудниками других силовых структур и Министерства по чрезвычайным ситуациям;
проведение практических занятий, тренажей и игр с проигрыванием предстоящих действий, выбором и моделированием условий, схожих максимально с ожидаемыми; достижение при этом понимания всеми предстоящих действий, быстроты, четкости и слаженности их выполнения; проведение тренировочных стрельб с достижением максимально высоких результатов;
ознакомление с ожидаемым противодействием преступного элемента, особенностями внешности, личных качеств и групп правонарушителей, способами их учета при решении задач, методами психологического воздействия, подавления воли и понуждения к сдаче;
напоминание о способах обеспечения личной безопасности, сохранности оружия, боеприпасов, имущества, при необходимости — проведение соответствующих занятий и тренировок;
специальные разъяснения о порядке и способах оказания первой медицинской помощи товарищам и гражданам, эвакуации пострадавших;
напоминание о боевых возможностях оружия и надежности средств личной безопасности, их демонстрация и проверка, что способствует укреплению уверенности в успехе решения задач с их помощью;
дополнительное разъяснение деонтологических, профессиональ-ных, морально-психологических норм общения, поведения и построения взаимоотношений с населением;
строгое предупреждение о необходимости соблюдения законности и напоминание ряда уместных в данных условиях правил ее соблюдения и возможных, но недопустимых нарушениях;
напоминание о необходимости соблюдения служебной тайны, в том числе при переписке с родственниками;
инструктаж по поводу организации жизни, быта, питания, соблюдения гигиены, режима работы и отдыха и т. п.;
разъяснение порядка передвижения к месту событий и особенностей поведения при этом.
Формами работы с личным составом в это время выступают: инструктажи, служебные совещания, занятия по профессиональной и морально-психологической подготовке, встречи с руководством и опытными сотрудниками, просмотр документальных и учебных фильмов, «круглые столы» с ответами на вопросы сотрудников, семейные вечера отъезжающих в районы чрезвычайных ситуаций, встречи с психологами и психотерапевтами, встречи с личным составом других органов внутренних дел и силовых структур, выезжающим также в районы чрезвычайных ситуаций, индивидуальная работа, выпуск боевых листков, подготовка и размножение памяток с раздачей их личному составу.
Специально и столько, сколько надо, следует собирать руководителей подразделений и детально инструктировать их по вопросам непосредственной подготовки подчиненных и руководства ими в ходе решения задач в экстремальных условиях.
Руководители органов внутренних дел, их заместители с привлечением сотрудников подразделений по организации воспитательной работы, включая психологов, представителей других органов, причастных к решению задач в чрезвычайных ситуациях, обязаны разработать тщательно продуманный и детально проработанный специальный план непосредственной подготовки (профессиональной, морально-психологической и профессионально-психологической) личного состава к решению задач в экстремальных условиях.
Количество мероприятий и их содержание во многом будут зависеть от отпущенного на подготовку времени и степени подготовленности личного состава. Однако полный отказ от них или формальное их проведение, на наш взгляд, равноценны должностному преступлению.
Работа в экстремальных условиях осуществляется в ходе действий личного состава по решению профессиональных, служебно-боевых задач в экстремальных условиях.
Ее основными задачами являются:
обеспечить полную мобилизацию сил и возможностей сотрудников органов внутренних дел, их адаптацию для безусловного решения профессиональных, служебно-боевых задач;
поддержать сотрудников, испытывающих затруднения в достижении полноценного боевого настроя, в привыкании к экстремальным условиям, а также испытывающих морально-психологические перегрузки и потрясения;
твердо руководить действиями личного состава, оказывать помощь в выборе и реализации наиболее успешных средств и способов решения задач, учить его в ходе действий;
поддерживать морально-психологическое состояние личного состава на высоком уровне до конца действий в чрезвычайных условиях, не допуская его снижения и отрицательного влияния на эффективность действий сотрудников и их результаты;
предупреждать промахи, просчеты, ошибки сотрудников, которые в чрезвычайных условиях могут иметь тяжелейшие последствия.
Основные направления работы с личным составом и их содержание в экстремальных условиях на данном этапе научно обоснованы и подтверждены имеющимся у органов внутренних дел опытом. Они таковы:
а) По обеспечению полной мобилизации сил и возможностей сотрудников, их адаптации и формированию полноценного боевого настроя:
четкая постановка задач действий, ясные и деловые указания и советы по выбору и реализации оптимальных способов их решения;
объективное ознакомление с предстоящими трудностями (не завышать и не занижать их), предупреждение о возможных неожиданностях и рекомендации, как действовать в этих условиях;
напоминание о необходимости предельной собранности, строгой дисциплины, законности и вместе с тем разумной инициативы в оправданных случаях (не приносящей вреда намеченному плану и действиям других лиц, участвующих в операциях);
предупреждение о необходимости постоянной бдительности, осмотрительности, рассудительности, разумной осторожности и расчетливой смелости, недопущение недооценки и переоценки возможностей противоборствующей стороны;
проявление заботливой требовательности к соблюдению всех указаний и рекомендаций.
б) По руководству действиями личного состава и достижению их максимальной эффективности:
твердо требовать точного выполнения всех предписаний и вместе с тем проявления расчетливой инициативы;
своевременно и категорично вмешиваться в действия подчиненных, когда возникает угроза возникновения ошибок и промахов, давая четкие указания, что и как делать;
осуществлять непрерывный контроль за действиями всех и каждого с использованием личного наблюдения и средств связи;
постоянно информировать личный состав о всех значимых изменениях обстановки, добиваясь постоянного понимания ее всеми участниками; действий соседей и преступников;
требовать от всех регулярных (с установленной периодичностью), ясных, точных и правдивых докладов об обстановке (даже если она не меняется в наблюдаемой зоне), а при ее изменениях — немедленно;
оперативно доводить до личного состава информацию о передовом опыте, эффективных способах решения задач, оправдавших себя в действиях других подразделений и взаимодействующих сил;
использовать время перерывов в действиях для проведения занятий, на которых знакомить сотрудников органов внутренних дел с положительным опытом, новыми способами и средствами решения задач;
предупреждать о возможных ошибках, просчетах, особенно при первых действиях личного состава в новых условиях;
всегда проводить разборы выполненных действий (прошедшего дня) с полезными выводами и рекомендациями для роста профессионального мастерства и успешного решения задач подчиненными;
проявлять повышенное внимание к бесперебойной и надежной работе средств связи, психологически обеспечивающей сохранность «чувства локтя», уверенность и согласованность в действиях личного состава, особенно при его пространственной разобщенности;
при ведении боевых действий принимать такие меры, которые бы обеспечивали своевременную доставку боеприпасов и иных расходных средств, а также их пополнение.
в) По морально-психологической поддержке сотрудников, испытывающих повышенные трудности:
предвидеть большую вероятность наличия среди подчиненных таких сотрудников, непрерывно наблюдать за личным составом, выявлять нуждающихся в помощи и поддержке и незамедлительно оказывать ее;
при оказании помощи любыми средствами проявлять такт, не допускать грубых упреков и унижающих достоинство реплик;
прикреплять под тактичным предлогом к нуждающимся в помощи более опытных и стойких сотрудников;
находиться чаще рядом с теми, кому нужна помощь, и личным примером, добрым словом, спокойствием, уверенностью воодушевлять их;
давать людям, находящимся на пределе напряжения, возможность дополнительно отдохнуть.
г) По поддержке морально-психологического состояния личного состава на высоком уровне до завершения действий:
немедленно доводить до личного состава информацию об успехах действий других подразделений и взаимодействующих сил;
не откладывая на окончание действий, без всякой задержки объявлять поощрения отличившимся, придавая эти факты огласке в коллективе;
не скупиться на добрые слова в адрес конкретных сотрудников, а при возможности — всего личного состава за действия и поведение, находя основания для этого;
во всех оценках и указаниях на недостатки важно быть предельно справедливым; не допускать выделения «любимчиков», ибо в чрезвычайных обстоятельствах коллектив точно знает, кто есть кто;
проявлять большую выдержку и такт при временных неудачах в решении задач, не скатываться на сплошные и огульные обвинения; вселять в людей уверенность в их возможности и в достижение успеха;
не допускать распространения слухов среди подчиненных. Они всегда — результат недостаточной информированности людей. Достоверно информировать подчиненных по всем вопросам, предупреждая возникновение состояний тревоги, неуверенности, недовольства;
разбираться во всех случаях возникновения у подчиненных негативных настроений и принимать меры по их преодолению;
использовать любые представляющиеся возможности для отдыха личного состава, даже короткого;
изыскивать возможности для представления сна продолжительностью не менее 7 часов каждому из подчиненных;
обеспечивать строгое соблюдение режима и качества питания подчиненных. Помнить, что любые срывы в этом в критических ситуациях всегда рассматриваются либо как косвенное свидетельство силы противника («который разрушил все»), либо бездарности руководства («которое даже этого не может»). И то и другое подрывает морально-психологическое состояние и авторитет руководства, крайне важный для успеха действий в экстремальных условиях;
заботиться об условиях соблюдения гигиены (мыться в привычные часы, регулярные помывки в бане и др.);
сотрудников, находящихся в состоянии шока, испытавших сильное психическое потрясение, передавать в руки представителей медицинской службы; не давать этим сотрудникам долго находиться в коллективе, ибо они негативно могут влиять на других;
срочно и энергично оказывать помощь раненым сотрудникам, не оставлять погибших. Иное отношение начальников и командиров к подобным фактам нередко генерирует грустные мысли у других, подрывает их морально-психологическое состояние;
организовывать активный и содержательный отдых в перерывах действий. В это время целесообразно информировать об обстановке в стране и мире, об интересных новостях, представлять возможность слушать радио, музыку, просматривать телепередачи, читать газеты, раздавать письма, желающим представлять возможность поиграть в футбол и др.
Все формы работы с личным составом (инструктажи, беседы, занятия, информации, разборы действий и др.) эффективны, когда они коротки, деловиты, содержательны и способствуют укреплению сил личного состава. Их эффект возрастает, когда они проводятся лично руководителями, авторитетными у сотрудников лицами и профессионалами-психологами.
При всей эффективности этих форм в экстремальных условиях проводиться они должны не с интервалами, а непрерывно. Этого можно достигнуть лишь одним путем — непосредственным контактом с подчиненными их начальника, его заместителя по работе с личным составом. Они по возможности всегда должны быть со своими людьми, на их глазах, там, где трудно, где решающий участок.
Следует еще сказать, что работать надо не только с исполнителями, но и с руководящим составом, обучая его и поддерживая его морально-психологическое состояние, показывая пример и давая уроки руководства людьми в критических ситуациях.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий