Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
Анализируя воспитание как социально-педагогическое явление, как специфический вид человеческой деятельности, нельзя не отметить следующий его признак: нередко интуитивные поиски, будучи подкрепленными наукой, постепенно выходят на технологический уровень, чтобы затем все повторить сначала, но уже с позиций высокой педагогической культуры, педагогического искусства и мастерства воспитания.
В современном обществе термин «технология» проник буквально во все сферы человеческого созидания и отрасли научного знания. Вполне закономерно, что и педагогика высшей школы не остается в стороне.
Обилие технологических подходов и позиций в педагогической науке и практике вызывает необходимость обращения к некоторым исходным сущностным характеристикам технологии.
Владимир Даль в «Толковом словаре» определяет технологию как «науку техники», а технику — как «искусство, знания, умения, приемы работы и приложение их к делу1. В современном русском языке под технологией понимается «совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала»2.
Следует заметить, что термин «педагогическая технология» чаще используется в области обучения, чем в теории и практике воспитания. Ряд исследователей определяют ее как «последовательно взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса»3.
В современной практике воспитания происходит смешение понятий «методика воспитания» и «технология воспитания». Для четкости употребления этих понятий необходимо их развести.
Методикой воспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели. А технологию определяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и принципами действия воспитателя.
На практике теория осуществляется с помощью технологии. Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «техне» — искусство, мастерство, ремесло и «логос» — наука. В производственном процессе технология — это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Все современные производства основываются на технологиях. Технология — концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений.
Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология.
До последнего времени «интеллектуальные производства», в числе, которых и воспитание человека, обходились без понятия технологии, оставляя за ней область материального производства. Современная педагогическая теория, «созревшая» для технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм, не соглашаясь, впрочем, с механическим переносом производственной технологии в образовательное учреждение.
Под педагогической технологией (куда включаются и технологии воспитательные) современными учеными понимается «компонент педагогического мастерства», представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на обучаемого (воспитуемого) в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму...».
Второй смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину, которая изучает, исследует, описывает педагогическую технологию как элемент профессионализма педагога»1.
В современной педагогике выделяют три уровня понятия «педагогическая технология»2. Видимо, это относится и к воспитательным технологиям.
Общепедагогическая технология (как синоним «педагогической системы»), характеризующая целостный педагогический (общедидактический, общевоспитательный) процесс в данном регионе, учебном заведении; в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов, алгоритм деятельности субъектов процесса.
Частнометодическая (предметно-дидактическая либо воспитательная) педагогическая технология в значении «частная методика», т. е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета либо направления воспитания, подразделения, педагога, авторской школы.
Локальная (модульная) педагогическая технология — как технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, технология решения дидактических и воспитательных задач.
В основу современных технологий воспитания положены некоторые ведущие идеи, характеризующие их:
переход в современных условиях преобразований, происходящих в обществе и в образовании, от парадигмы воспитания как формирования личности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности;
гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении работой с кадрами, в отношениях руководителей и сотрудников воспитательных аппаратов, педагогического коллектива и сотрудников, в отношениях сотрудников между собой;
возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических приемов, средств и организационных форм воспитания, технологических решений воспитательных проблем и т. д.;
возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятельности руководителей, членов педагогических коллективов, создания авторских концепций и школ обучения и воспитания подчиненных;
коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможности для творческой деятельности педагогических коллективов.
Назовем в качестве примеров некоторые современные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике.1
1. Общепедагогические технологии воспитательного процесса (педагогические системы).
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил...). Идеал воспитания — самовоспитание.
Система воспитания В. А. Сухомлинского.
Модель трудового воспитания А. А. Католикова по системе коммуны А. С. Макаренко. Некоторые концептуальные идеи: труд — основа формирования личности; интерес и внимание к каждому человеку; у него должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом и др.
Воспитательная система В. А. Караковского.
Авторская модель «Русская школа» (И. Ф. Гончаров, Л. Н. Погодина) имеет целевые ориентации: формирование нового человека — высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение воспитуемых в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера.
2. Частнометодические воспитательные технологии:
Выявление и развитие творческих способностей человека в разнообразной внепрофессиональной деятельности в процессе выполнения творческих заданий (И. П. Волков).
Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности (И. П. Иванова).
Технология личностно-ориентированной коллективно творческой деятельности (С. Д. Поляков).
Технология педагогической поддержки (О. С. Газмана).
Система нравственного воспитания (А. И. Шемшурина).
Авторский курс самопознания и самовоспитания (Л. И. Маленкова)1.
Авторский курс «Самоусовершенствование личности» в технологии саморазвивающегося обучения (Г. К. Селевко)2.
3. Локальные (модульные) воспитательные технологии3. В технологии педагогического общения могут быть специальные технологии: педагогического требования, информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности (здесь модульные технологии целеполагания, анализа ситуации, вооружения сотрудников способами деятельности, создания и разрешения конфликта, создание ситуаций успеха и преодоление неуспеха, педагогической реакции на поступок), технология индивидуального и дифференцированного подхода, технология педагогической оценки, технология этической защиты и другие.
Разрабатываются даже специальные технологии освоения и внедрения в практику педагогических технологий.
С учетом перечисленных позиций и ряда других точек зрения представляется возможным определить технологию воспитания как научно обоснованную последовательность применения воспитательных средств и методов в соответствии с целями, задачами и принципами воспитания сотрудников, которая творчески конструируется и реализуется педагогическим коллективом органов внутренних дел через призму педагогической культуры его членов, их личностных и профессиональных способностей и особенностей. Иными словами, правомерно вести речь об определенной алгоритмизации процесса воспитания в той его части, где на основе психолого-педагогической диагностики воспитательной ситуации происходят конструирование адекватной комбинации педагогического инструментария и его последовательная реализация.
Данное определение позволяет выделить некоторые наиболее существенные признаки технологии воспитания:
наличие определенной последовательности воспитательных действий, выстроенной в соответствии с целевыми установками и ориентированной на конкретный результат;
выделение в этой «цепочке» оптимальных методических «мозаик», комбинаций воспитательных приемов и средств;
особая роль педагогического общения в реализации технологии воспитания;
функционирование процедуры педагогического мониторинга эффективности воспитательных воздействий на различных этапах технологической цепочки;
особая роль в реализации технологии педагогического мастерства воспитателя, которое, с одной стороны, является необходимым условием перехода с методического уровня воспитания на технологический, а с другой стороны, служит критерием высокого уровня овладения технологией воспитания, и другие признаки.
Проведенный ранее анализ целостного педагогического процесса в органах внутренних дел позволяет выделить две основные сферы применения технологий воспитания: теоретическую и практическую подготовку сотрудников во время занятий по служебной подготовке и их профессиональную деятельность.
Прежде чем перейти к характеристике специфических технологий воспитания в каждой из названных сфер, важно остановиться на их общем технологическом признаке. Под ним понимается технология педагогического общения в процессе решения воспитательных задач.
Анализ практики свидетельствует, что решению задач воспитания препятствует ряд трудностей, которые испытывает руководитель, член педагогического коллектива органов внутренних дел в своих коммуникативных действиях. Они вызываются неумением наладить контакт с аудиторией, отсутствием навыков управления общением сотрудников в ходе различных видов учебных занятий и практической деятельности. Существуют трудности в речевом и невербальном общении, в передаче личностного, эмоционального отношения к учебному материалу или сложившейся воспитательной ситуации, затруднения в управлении собственными психическими состояниями в общении. Эти и некоторые другие трудности свидетельствуют о проблемах членов педагогического коллектива в области общения, являющегося и средством решения учебных и практических задач, и способом организации педагогического взаимодействия воспитателя и воспитуемых, и необходимым условием социально-педагогического обеспечения и успешности учебно-воспитательного процесса в органах внутренних дел.
Известно, что педагогическое общение характеризуется поэтапным развертыванием. С учетом имеющихся научных подходов рассмотрим технологические особенности трех основных этапов.
Первый этап педагогического общения связан с его моделированием, построением гипотетической схемы предстоящего взаимодействия. Технологически данный этап целесообразно строить на основе следующих рекомендаций:
представить конкретную группу сотрудников, в которой предстоит решать воспитательные или учебно-познавательные задачи;
постараться восстановить в своей коммуникативной памяти преимущественно положительный опыт общения с подобным коллективом, блокируя отрицательные эмоции и представления;
определить, какой тип общения наиболее присущ вам в контактах с данным коллективом и возможен ли он в ходе предстоящих встреч;
представить себе возможные реакции сотрудников на ваше появление и на тот материал, позиции, взгляды, будут предложены им;
постараться согласовать присущий вам стиль общения с воспитательными задачами конкретной встречи с аудиторией;
избегать стереотипных психолого-педагогических установок по отношению к группам сотрудников и отдельным их членам.
Второй этап педагогического общения связан с непосредственной его организацией и управлением. Воспитательный эффект педагогического общения на данном этапе зависит от соблюдения ряда технологических условий:
оперативности и нестандартности при осуществлении начала контакта с аудиторией;
динамичного перехода от формальных процедур к деловому и личностному общению;
отсутствия промежуточных пауз между формальными и содержательными моментами в начале взаимодействия;
оперативного формирования чувства «мы» на основе достижения социально-психологического единства с сотрудниками;
активного внедрения в педагогическое общение личностных аспектов;
избегания и преодоления негативных стереотипных и ситуативных установок по отношению к отдельным сотрудникам;
организации зоны цельного контакта со всеми сотрудниками;
постановки с начала педагогического общения и в ходе его мобилизующих педагогических задач и проблемных вопросов;
сокращения объема запрещенных педагогических требований и расширения числа позитивно-ориентировочных установок;
особого внимания к своей внешности (подтянутость, опрятность, доброжелательность, обаяние, уверенность и т. п.)1;
активного использования речевых и невербальных средств педагогического общения2;
умелого транслирования собственной дружелюбности и расположения;
поиска притягательных, ярких целей совместной интеллектуальной деятельности и показа путей к их достижению;
ощущения, понимания и учета внутренней настроенности сотрудников и передачи им этого понимания;
заинтересованного отношения к проблемам сотрудников, проявления готовности и способности оказать им посильную помощь, в том числе и психологическую.
Перечисленные технологические условия организации педагогического общения могут быть подкреплены основными принципами речевого общения, так как красноречие есть важнейший инструмент реализации технологии воспитания в органах внутренних дел. Охарактеризуем некоторые из этих принципов.
Доступность: взвешенность содержания речи, построение ее с учетом культурно-образовательного, жизненного и служебного опыта сотрудников; понимание того, что многие люди слышат то, что хотят слышать; учет социально-психологического расслоения конкретной аудитории.
Ассоциативность: вызывание сопереживаний и соразмышлений, апелляция к эмоциональной и рациональной памяти; использование в этих целях приемов, аналогии, сравнения, ссылок на прецеденты; привлечение музыки, живописи, видеозаписей и др.
Сенсорность: опора на «золотое правило дидактики» Я. Коменского; все, что можно, необходимо продемонстрировать; шире использовать комплекс ощущений сотрудников.
Экспрессивность: эмоциональный подтекст общения, эмоциональная выразительность мимики, жестов; внутренняя развернутость воспитателя, свидетельство его полной самоотдачи; страстность, неподдельная радость или грусть, тактичное сострадание.
Интенсивность: выбор темпа подачи информации и степени подвижности воспитателя в зависимости от особенностей темперамента присутствующих, их подготовленности и личной заинтересованности.
Реализация перечисленных принципов и технологических условий связана с применением следующего набора коммуникационных технологических эффектов: эффекта визуального имиджа; эффекта первых фраз; эффекта аргументации; эффекта квантового выброса информации; эффекта интонации и паузы; эффекта художественной выразительности и др.
Вместе с тем в данном перечне существует такой технологический прием, который Гете оценивал как мудрость души, это — юмор, или эффект релаксации. Он во многом помогает установлению контакта с аудиторией, созданию условий для воспитательного влияния, повышения работоспособности сотрудников, предоставления им пауз для отдыха интеллекта и эмоциональной «перезарядки», служит средством предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций. Используя юмор как одно из средств технологии воспитания, важно помнить суждение Д. И. Писарева: когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно, но когда они делаются целью — тогда начинается «умственное распутство».
Юмор — это добродушно-насмешливое отношение к чему-либо или кому-либо, умение представить события, недостатки, человеческие слабости в комическом виде. При этом внешне комическая трактовка сочетается с внутренней серьезностью, сочувственным отношением к предмету смеха. Эффективность применения юмора в технологии воспитания во многом зависит от глубины и особенностей чувства юмора как воспитателя, так и объекта его воспитательного воздействия. Вот почему здесь возможна либо ситуация диссонанса и недопонимания, либо способность воспринимать, осознавать что-либо на основе общих ощущений и впечатлений, порой достаточно парадоксальных и одновременно очевидных.
Достижению единства парадоксального и очевидного в юморе способствуют продуманный выбор и сочетание его приемов и средств, таких, как: аллегория — выражение отвлеченного понятия в конкретном художественном образе; иносказание; аналогия — форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях; гипербола — стилистический прием чрезмерного преувеличения каких-либо свойств изображаемого предмета, явления в целях усиления впечатления; каламбур — остроумная шутка, основанная на использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению, или использовании разных значений одного и того же слова, игра слов; метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении и аналогии; насмешка — обидная шутка по поводу кого-либо или чего-либо; острота — остроумное выражение; перифраз — выражение, являющееся описательной, распространенной передачей смысла другого выражения или слова; персонификация — олицетворение, представление неодушевленного предмета или отвлеченного понятия в человеческом образе; сарказм — язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку лица или явления; едкие замечания; сравнение — выражение, фраза, в которых один предмет уподобляется другому; фразеологизм — устойчивое сочетание слов, значение которого в целом невыводимо из значений составляющих его слов, устойчивые обороты речи и выражения; шутка — забавная, остроумная веселая проделка, выходка или острота и др. Применяя различные юмористические приемы и средства в технологии воспитания, следует проявлять чувство меры, тактичность, исключить пошлость, не допускать повторений.
Третий этап педагогического общения включает в себя анализ динамики (методический мониторинг) и результатов реализованной технологии общения. Здесь осуществляется так называемая обратная связь. Среди множества проблем, подлежащих анализу, остановимся на выборе и коррекции адекватного стиля общения. Многое зависит от того, насколько грамотно воспитатель займет свою «нишу» в многообразии стилей1.
Для отечественных исследователей характерно выделение следующих разновидностей стиля общения: на основе высоких профессиональных установок, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание, сочетание стилей при доминирующей роли одного из них.
Среди зарубежных классификаций определенного внимания заслуживает типология профессиональных позиций воспитателей, предложенная М. Таленом: «Сократ» (любитель споров и дискуссий); «руководитель групповой дискуссии» (посредник); «мастер» (образец для подражания); «генерал» (подчеркнуто требователен); «менеджер» (поощряет инициативу и самостоятельность); «тренер» (вдохновитель групповых усилий); «гид» (образ ходячей энциклопедии).
Как отмечалось ранее, одной из основных сфер применения технологий воспитания является теоретическая и практическая подготовка сотрудников органов внутренних дел во время учебных занятий и в процессе выполнения повседневных служебных задач. В этой связи исключительно плодотворными представляются педагогические идеи известного ученого В. П. Давыдова, предложенные им в рамках разработки проблем «воспитывающего обучения». В пределах главы у нас нет возможности подробно рассмотреть даже часть из них. Автор определяет воспитывающее обучение как процесс комплексного организованного и систематического воздействия на психологию обучающихся в целях обеспечения глубокого творческого усвоения научных знаний, превращения их в стойкие убеждения, формирования профессиональных навыков и умений в единстве с поведением, отвечающим требованиям воинской службы и современного боя.1 Технология воспитания при этом заключается в преднамеренной инструментовке различных видов учебных занятий для всестороннего формирования личности военного специалиста.
Своеобразный «набор инструментов» для творческого конструирования различных технологий воспитания предложен в табл. 4.
Таблица 4
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий