3.2. Совершенствование культуры речи
Уровни сформированности речевой культуры у каждого человека различны. Специалисты выделяют 6 уровней: уровень «выживания», допороговый уровень речевой культуры, пороговый, пороговый продвинутый, высокий уровень владения языком и уровень владения языком в совершенстве. Данная система основана как на возрастном, так и на лингвистическом подходе к изучению проблем формирования речевой культуры и базируется на учете следующих факторов:
а) структурно-языковой состав языка говорящего (лексика);
б) глубина высказываний, ее сущность (употребление в речи разнообразных лексико-грамматических структур, помогающих выразить мысль не только правильно, но и ярко, своеобразно, отлично от других);
в) логико-композиционная организация речи (подробное, связное и последовательное ведение диалога или изложение событий);
г) коммуникативные условия и задачи общения (умение и стремление участвовать в речевых ситуациях, умение представить образцы речевой культуры).
Работа по совершенствованию речевой культуры — не только педагогическая проблема, но и социальная задача.
Условимся под совершенствованием культуры речи сотрудников органов внутренних дел понимать процесс формирования на основе усвоенных знаний необходимых навыков и умений эффективного применения речевых средств, позволяющих сотрудникам решать коммуникативные задачи.
Совершенствование профессиональной культуры речи должно базироваться на специальных знаниях, умениях и навыках, структура которых нам видится как единство трех блоков: когнитивного; деятельностного; аффективно-мотивационного.
К когнитивному блоку относятся знания об общериторических идеях, принципах, законах и понятиях, об особенностях общения в специфической ситуации деятельности; об основных видах речевой деятельности, обусловленных диалогическим характером общения, об особенностях профессионально востребованных жанров; знания о коммуникативных качествах речи, способствующих эффективному общению.
В деятельностный блок входят профессионально-значимые, проявляющиеся в профессиональной деятельности умения и навыки. В структуре речевых умений и навыков должны быть следующие элементы: умение выбрать речевую стратегию и тактику, приемы; навык диалогизировать любой жанр речи, умение аргументировано мотивировать совместность работы; прогнозировать содержание речевого события, строить речь по законам риторики; навыки максимально эффективно и нормативно использовать вербальные, паравербальные невербальные средства общения; умение и навыки риторически формировать и использовать собственные личностные качества.
Аффективно-мотивационный блок является системой внутренних побудителей к речевой деятельности, к реализации собственной личности в профессии с помощью риторических средств. Познавательная деятельность наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотивы, интересы, отношения). Именно последние определяют значимость того, что познается и усваивается. Мотивация — это источник активности. Поэтому в процессе развития профессиональной культуры речи важно создать условия, когда сотрудник побуждается «реально действующими мотивами». Только в этом случае языковые знания усваиваются не формально, а осознанно. Их усвоение становится для сотрудника органов внутренних дел «внутренне своим», интересным, так как в процессе формирования познавательной мотивации развиваются устойчивые познавательные интересы.
При выборе методов и форм обучения, разработке системы упражнений следует опираться на принципы обучения — наиболее общие идеи, лежащие в основе любой методической системы. Применительно к обучению речи действует ряд общедидактических принципов: научности, историзма, сознательности, активности, наглядности, доступности, преемственности и перспективности, последовательности и системности, межпредметных связей, прочности, индивидуального подхода, единства обучения и воспитания, развивающего обучения.
Методике обучения речи свойственны и собственные принципы:
принцип внимания к материи языка (заключается в необходимости развития произносительных навыков путем тренировки речевых органов. Для этого следует учить вычленять изучаемые языковые явления из потока речи. Чтобы обучаемые овладели литературной монологической речью, они должны как можно чаще тренироваться в безошибочном произнесении текста с учетом его интонационного оформления);
принцип понимания языковых значений и синхронного развития лексических и грамматических навыков (предполагает такую организацию обучения, в результате которой обучаемые должны научиться понимать лексические и грамматические значения языковых знаков с целью дальнейшего правильного и осознанного их употребления в собственной речи);
принцип оценки выразительности речи, различия сообщающей и стилистической1 функции языка, согласно которому обучающиеся должны научиться различать сообщаемую (информационную) и выразительную (стилистическую) функции языковых знаков. Данный принцип может быть реализован связью занятий риторикой с другими дисциплинами; использованием на занятиях образцов выразительной речи; применением метода «целостного» анализа текста;
принцип развития чувства языка — неосознанное, безотчетное умение (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса2, стилистики. В этой связи необходимо шире использовать наблюдения над грамматическим строем языка; использовать материал, позволяющий сопоставлять грамматические формы; применять методы обучения, предусматривающие синтезирование языковых фактов;
реализация принципа опережающего развития устной речи перед письменной осуществляется посредством отбора дидактического материала и приемов его усвоения, с помощью которых, обучающийся может научиться в процессе письма координировать движения органов речи и органов слуха; быстро переходить от устной формы речи к письменной и наоборот;
принцип зависимости темпов обогащения речи от уровня совершенствования структуры речевых навыков. Обучение будет эффективным, если будет идти впереди развития. Отсюда вытекает необходимость использования в учебном процессе методов опережающего обучения.
Основной критерий выбора метода обучения — его педагогическая эффективность (количество и качество усвоенных знаний с учетом затраченных усилий, средств и времени). Универсального метода, который можно было бы использовать в обучении речи всегда, не существует, поэтому выбирается тот, который определяет конкретную область его применения.
В качестве примера приведем таблицу, демонстрирующую применение тех или иных методов для совершенствования культуры речи (см. табл. 2).
Таблица 2
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий