logo
учебник Кикоть ОВД 480 с

2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека

Соблюдение прав человека может реально осуществляться только в сфере взаимодействия людей. В таком взаимодействии позиция самих граждан, вступающих в контакты с правоохранительными органами, играет немаловажную роль в определении картины соблюдения прав человека органами внутренних дел. Типичными причинами отклонений от требований к соблюдению прав человека здесь являются:

В некоторых случаях обвинение сотрудников в нарушении законных прав граждан может быть вызвано необходимостью правомерных оперативно-розыскных, следственных или иных профессиональных действий, о которых граждане не могут быть информированы в силу их закрытого характера. Так, ограничение сотрудниками свободы передвижения или свободы действий свидетеля может быть вызвано реальной угрозой для него со стороны криминальных элементов, о чем свидетель может не знать в силу оперативной необходимости. Формально же подобные случаи могут рассматриваться как нарушение законных прав этих людей.

Особо следует остановиться на деятельности общественных правозащитных организаций. Несомненно, она связана с развитием демократических начал в нашем обществе и объективно способствует соблюдению прав человека в деятельности правоохранительных органов. Как известно, факты, на которые обращают внимание представители правозащитных организаций, тщательно проверяются и в случае, когда действительно имеет место нарушение прав человека органами внутренних дел, принимаются меры, вплоть до возбуждения уголовного дела против конкретных сотрудников.

В то же время, именно общественный характер этих организаций, их чисто моральная мера ответственности за оценку картины соблюдения прав человека, их объективно ограниченный доступ (нередко — по оперативным соображениям) к конкретной информации о правоохранительной деятельности, а порой — недостаточное знание условий и содержания этой деятельности, могут породить ее субъективную или одностороннюю оценку.

Все названные выше особенности взаимодействия граждан с сотрудниками правоохранительных органов имеют достаточно ярко выраженный педагогический аспект, связанный с правовым просвещением граждан, коррекцией их сознания и поведения, налаживанием с ними деловых контактов. Эти особенности взаимодействия с гражданами требуют и специальной, в том числе педагогической подготовки сотрудников.