Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
Педагогическая практика свидетельствует, что в воспитании, особенно в воспитании взрослых людей, невозможно добиться желаемого результата, если не удается вызвать активного отношения к своей личности со стороны воспитуемого, ответного стремления к формированию и изменению собственной личности, т.е. потребности самовоспитания. При этом человек, активно, целеустремленно и творчески занимающийся самовоспитанием, способен значительно расширить возможности развития необходимых качеств, выработать способность к саморегуляции своих поступков и поведения, более качественно готовить себя к осуществлению общественных функций. Особенно актуальным в современных условиях является этот вопрос для сотрудников правоохранительных органов.
Как уже было сказано выше, одним из главных субъектов воспитания, наряду с членами педагогического коллектива, является сам сотрудник ОВД, поэтому в качестве важного фактора его развития выступает самовоспитание. Самовоспитание — это сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Оно предполагает целенаправленное освоение человеком социального опыта.
Самовоспитание — это управляемое человеком саморазвитие. Однако саморазвитие и самовоспитание — не одно и то же. Самовоспитание — высшая форма саморазвития, так как оно осуществляется осознанно и последовательно.
Воспитание — лишь внешнее воздействие на человека, а формирование каких-либо качеств возможно только тогда, когда следствием этого воздействия является самовоспитание. Оно представляет относительно самостоятельный процесс и является в основном результатом воспитательных воздействий.
Самовоспитание является важнейшей стороной воспитания, реализуемой под влиянием педагогов-воспитателей и социальной среды и на основе индивидуальных качеств человека. Формирование качеств человека происходит под влиянием как воспитания, так и самовоспитания.
Как считает известный исследователь проблем самовоспитания П. Н. Осипов, движущей силой самовоспитания является ряд противоречий:
между требованиями, предъявляемыми к воспитуемым, и их реальным поведением;
между желанием и неумением работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания1.
Членам педагогического коллектива органа внутренних дел необходимо учитывать, реализация каких требований посильна для любого сотрудника. При этом самовоспитание во многом зависит от соответствующей психолого-педагогической подготовки их к работе над собой. Основой самовоспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет сотрудникам формировать в себе необходимые качества. Важно, что осуществляется это на основе коррекции своих привычек, взглядов и поступков.
В осуществлении самовоспитания прослеживают ряд этапов.
Первый этап — мотивационный. На этом этапе должна возникнуть потребность в работе над собой. Важно понимание значимости прилагаемых усилий. Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как непрерывно реализуемую педагогическую задачу. Эффективность самовоспитания сотрудников органов внутренних дел находится в определенной зависимости от того, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха.
Второй этап — программный. Это определение программы самовоспитания, последовательности работы по самосовершенствованию.
Третий этап — поисковый. Сотрудники стремятся попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий.
Четвертый этап — рефлексивный (рефлексия — отражение своего поведения и своих отношений с окружающими). На этом этапе происходит оценка своего саморазвития, проектируются новые задачи и пути их решения.
Самовоспитание требует познания человеком самого себя, адекватной самооценки и волевых усилий, направленных на изменение определенных черт личности.
При этом следует учитывать, что самовоспитание не всесильно и не может изменить те черты, которые даны человеку от природы. В то же время возможна самокоррекция проявлений своего индивидуального стиля отношений с окружающими.
Что же представляет собой самовоспитание?
Самовоспитание — это сознательная, целеустремленная и систематическая работа сотрудника органов внутренних дел над собой, направленная на формирование и совершенствование у себя положительных и устранение отрицательных качеств личности в соответствии с жизненными потребностями, сложившимися идеалами и требованиями профессиональной деятельности.
В процессе самовоспитания сотрудник делает качества своей личности (черты характера, взгляды, чувства), поступки и действия объектом своего сознания и своей воли.
Условия сегодняшней действительности потребовали по-новому посмотреть на самого сотрудника, его возможности и способности, в том числе и в плане совершенствования собственной личности и профессиональной деятельности. Одно из основных направлений состоит в том, что человек сам должен очиститься от всего дурного, наносного, чуждого, стать порядочнее и чище в нравственном отношении, принципиальнее и ответственнее, профессионально компетентнее.
Вопросам самовоспитания много внимания уделяла русская педагогическая мысль. Так, К. Д. Ушинский в статье «Педагогические сочинения Н. И. Пирогова», выражая свое согласие с основными идеями знаменитого хирурга и педагога о самовоспитании, писал, что самовоспитание — это не внешняя полировка личности, а глубокая морально-психологическая перестройка, основанная на цельности человека, его искренности и желании самосовершенствоваться. «Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу со своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакой привычкой... только тот, кто не торгуется с самим собой, а готов всегда, во всей целости своей души, решиться на то или другое, без задних мыслей, без скрытых, не выдавшихся наружу чувств, без обманчивых фраз, — только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других»1.
Великий русский полководец А. В. Суворов не только показал образец самовоспитания, превратив себя из слабого, хилого здоровьем мальчика в сильного физически и морально выносливого воина и полководца, но и оставил советы по самовоспитанию в известном письме к сыну полковника Карачая2. Ряд мыслей о самовоспитании офицеров высказал генерал М. И. Драгомиров. Он писал, что такие высокие морально-боевые качества офицера, как «… храбрость, решимость переносить тяготы службы, чувство взаимной выручки — не всегда могут развиться на школьной скамье; поэтому лучше, если их проявление уже наблюдается у выпускаемых из училищ, но и при отсутствии этого проявления молодой человек не погиб еще для военной службы, потому что, работая над собою, он может выработать эти качества впоследствии».3 Драгомиров считал важным, чтобы офицеры вырабатывали «в себе правильное отношение к приказанию». Только выработав «законность в самом себе, офицер будет чуток к беззаконности и не даст развиться ей в своих подчиненных».
Адмирал С. О. Макаров в своем труде «Рассуждение по вопросам морской тактики» IV главу специально посвятил самообразованию и самовоспитанию. Он писал: «Человек, окончивший школьное образование, должен вступить в жизнь с сознанием, что он еще ничего не знает и не имеет никакого военного воспитания и что его познакомили лишь с программой знаний и показали рамки, в которые должна вложиться его личность в смысле воспитания, но и то и другое ему придется достигнуть самому, своими трудами, не надеясь на чью-нибудь помощь»1.
Для успешного самовоспитания сотрудникам органов внутренних дел очень важно иметь представление о его видах, путях, средствах и методах осуществления. Результат самовоспитания во многом зависит от того во имя каких целей оно осуществляется. Цель самовоспитания сказывается на характере методов и средств его осуществления. Как показывает опыт, для самовоспитания необходимо определить прежде всего его цель, выработать идеал, служащий внутренней опорой и образцом, с которым можно было бы постоянно сравнивать самого себя в процессе самосовершенствования.
Важнейшими средствами самовоспитания сотрудников является самообразование и включение себя в определенную сферу практической деятельности, ее самоорганизация.
Условно методику самовоспитания можно подразделить на ряд этапов:
1. Самодиагностика и принятие решения на самовоспитание.
2. Самопрогнозирование и планирование работы над собой.
3. Непосредственная работа над собой.
4. Результативно-оценочный этап — самодиагностика проделанной работы над собой.
На первом этапе происходит самопознание. Сотрудник познает себя, свои достоинства, возможности и недостатки. На этом этапе исключительно важно самоосознание необходимости самоизучения, познания себя.
Возникает естественный вопрос: что изучать в себе? Практика подсказывает необходимость изучения в себе прежде всего того, что необходимо для эффективной профессиональной деятельности, повышения личной культуры, своего разностороннего развития. Хорошим подспорьем в самопознании может служить специальная литература о возможностях и резервах организма, культуре поведения, а также советы компетентного человека, например непосредственного начальника.
Самоизучение, самопознание позволяет провести самодиагностику и принять решение на самовоспитание.
На втором этапе сотрудник прогнозирует, к чему он может стремиться, чего добиваться и как этого достигать. Самопрогнозирование создает основу для планирования самовоспитания.
В соответствии с целями самовоспитания определяются задачи — что нужно сделать и когда, чтобы добиться достижения поставленных целей, на основании этого затем составляется программа, план работы над собой. На определенные периоды жизни составляются перспективный план, а на год, месяц, неделю, день — текущий план. В них отражается: по каким направлениям предполагается работать над собой, какие качества личности развивать, совершенствовать, какие недостатки изживать; посредством чего планируется практически осуществлять намеченное; примерные сроки выполнения; вопросы самоконтроля и самокорректирования работы над собой.
Программы (планы) самовоспитания дополняют личными правилами (принципами) поведения. В жизни каждого сотрудника складываются свои правила (принципы), они становятся для него нормой, как бы определяют своеобразие поведения в различных условиях обстановки. Особенностью человека, занимающегося самовоспитанием, является то, что он сам себе формулирует определенные правила (принципы), повседневно придерживается их, анализирует на основе этого свои действия и поступки. Такие правила можно найти в дневниках многих выдающихся людей прошлого.
Л. Н. Толстой вел дневник. В нем он изложил личные правила, которыми пользовался в своей жизни. В дневнике записано: «… некоторые правила … как мне кажется, много мне помогут, ежели я буду им следовать. 1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой и др.». Далее излагаются правила для решения частных задач самовоспитания. Например, для развития «воли телесной»: «1) каждое утро назначай себе все, что ты должен делать в продолжение целого дня, и исполняй все назначенное… 3) Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно. 4) Будь верен своему слову. 5) Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив»1 и др.
Третий этап включает непосредственную работу сотрудника над собой по самовоспитанию. Используя различные методы работы над собой, сотрудники добиваются формирования новых, совершенствования и развития положительных и устранения отрицательных качеств личности и привычек.
Основными методами и приемами работы над собой являются: самоубеждение, самовнушение, самоупражнение, самопоощрение, самоободрение, самокритика, самоосуждение, самообязательство, самопринуждение, в том числе и самоприказ, самонаказание.
Самоубеждение выражается в том, что сотрудник путем рассуждения, как бы беседы с собой взвешивает все «за» и «против», приводит для себя доводы, аргументы, подтверждающие одни мысли и действия и опровергающие другие. Он задает себе различные вопросы и стремится дать на них правильные ответы. Это поиск истины.
В прямой связи с самоубеждением находится самокритичность сотрудника — важнейшее условие самовоспитания, позволяющее ему вскрывать свои собственные недостатки, объективно оценивать достоинства и на основе этого определять задачи, методы и средства самовоспитания.
Самовнушение — это осознанное управление собой, своими чувствами и действиями. Умение произвольно владеть собой, приказывать себе имеет исключительно большое значение для сотрудника органов внутренних дел. Такое умение вырабатывается посредством тренировок.
Для претворения своего идеала, мыслей, убеждений в жизнь, для выработки сильной воли, устойчивых нравственных привычек, в целях самодисциплинирования сотрудников применяется метод самоупражнения. Он органически сочетается с методом самоубеждения. Самоупражнение чаще всего начинают с самоупорядочения и самоорганизации своей деятельности, представляющих собой тщательное продумывание и четкое реальное планирование своей работы: выполнение повседневных обязанностей, повышение общеобразовательных, профессиональных знаний, эстетического и физического развития. Наличие плана в работе позволяет осуществить контроль за собой, накопление необходимого материала для самоотчета и самоанализа.
Самоконтроль, самоотчет и самоанализ — существенные элементы самовоспитания. С их помощью определяется эффективность самоупражнения, самовоспитания, выявляется и закрепляется положительный опыт, устраняется то, что мешает самосовершенствованию.
Самоконтроль в процессе упражнения дополняется иногда самоприказом. Например: «Будь выдержан». Отдельные сотрудники вырабатывают для себя правила, которыми руководствуются в своих действиях. Например: «Доводит начатое дело до конца».
В процессе самовоспитания сотрудники прибегают к разнообразным средствам стимуляции: самоободрению, самоодобрению, самопоощрению. Значение самопоощрения и самоодобрения состоит в том, что они поднимают энергию человека, мобилизуют его силы на новые хорошие дела, закрепляют положительные качества.
Сотрудники могут прибегать к самопринуждению и самонаказанию. Существует предание, что А. В. Суворов за свои личные промахи приказывал себя арестовывать.
Обобщая вышеизложенное можно предложить (см. табл. 7) системно-функциональную модель самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел.
Таблица 7
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий