2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
а) развитие служебной активности и повышение профессионального мастерства;
б) профессионально-нравственное воспитание;
в) укрепление служебной дисциплины и законности;
г) культурно-массовая работа и организация досуга;
д) патриотическое воспитание;
е) работа с семьями сотрудников.
Руководители служб и подразделений, особенно малочисленных, планы индивидуальной воспитательной работы с подчиненными, как правило, составляют без разделов. Главное, чтобы ни один из сотрудников, с которым данному руководителю необходимо проводить такую работу не остался вне поля его зрения.
Эффективность выполнения планируемых индивидуальных воспитательных мероприятий во многом зависит от уровня подготовки самих воспитателей. Знание основ педагогики и психологии, хорошее владение методикой проведения индивидуальной воспитательной работой необходимы каждому руководителю, командиру, наставнику. Поэтому обучение лиц, которые занимаются индивидуальным воспитанием сотрудников, является обязательным элементом организации этой деятельности в любом органе внутренних дел.
Обучение руководителей служб и подразделений, их заместителей вопросам планирования и проведения индивидуальной воспитательной работы должно проводиться, в первую очередь, в системе служебной подготовки. Наряду с лекциями в программу занятий могут включаться практические занятия, деловые игры, «круглые столы», семинары по обмену опытом работы. К чтению лекций, проведению занятий желательно привлекать ученых, преподавателей образовательных учреждений системы МВД России, наиболее опытных воспитателей из числа руководящего состава. Одновременно могут использоваться научно-практические конференции, семинары-совещания и другие формы этой работы.
Положительной оценки заслуживает также практика организации и проведения семинаров с наставниками. В программах подобных встреч значительное место отводится вопросам проведения индивидуальной работы, методикам изучения личности.
Ведение учета и контроля планируемых индивидуальных воспитательных мероприятий дает возможность видеть динамику развития подчиненного, что, в свою очередь, позволяет вносить необходимые коррективы в план индивидуальной воспитательной работы и обеспечивать преемственность.
Документирование хода и результатов индивидуальной воспитательной работы с сотрудником, а также выводов и предложений по результатам индивидуальной воспитательной работы ведется начальником (командиром) структурного подразделения органа внутренних дел в карте индивидуальной воспитательной работы, которая хранится в установленном для служебных документов порядке и по завершении приобщается к личному делу сотрудника1.
Карта индивидуальной воспитательной работы имеет свои преимущества:
позволяет вести анализ индивидуальной воспитательной работы с конкретным сотрудником на протяжении длительного времени;
дает возможность видеть наглядно изменения, происходящие с сотрудником, и в случае необходимости планировать более эффективные мероприятия;
в случае перевода сотрудника в другое подразделение, карта, передаваемая вместе с личным делом, позволит новым руководителям в короткие сроки изучить деловые и личностные качества прибывшего сотрудника и эффективнее планировать индивидуальную воспитательную работу с ним, учитывая при этом раннее проводимые мероприятия.
Повышению действенности планируемых индивидуальных воспитательных мероприятий во многом способствует постоянный контроль, как со стороны начальников горрайлинорганов внутренних дел и их заместителей по работе с личным составом, так и со стороны вышестоящих органов внутренних дел. С этой целью разрабатываются различные памятки.
Необходимо подчеркнуть, что в основе организации воспитательной работы лежит важнейший педагогический принцип — принцип индивидуального и дифференцированного подхода к формированию личности человека.
Организация индивидуальной воспитательной работы включает в себя комплекс элементов, включающий:
планирование и документирование индивидуальной воспитательной работы;
выявление сотрудников, требующих первоочередной организации индивидуальной воспитательной работы, прежде всего входящих в группу углубленного психолого-педагогического сопровождения;
определение круга лиц, на которых возлагается проведение индивидуальной воспитательной работы с личным составом;
составление общей схемы организации индивидуальной воспитательной работы в органе внутренних дел;
выбор оптимальных форм и методов проведения индивидуальной воспитательной работы;
организацию обучения лиц, проводящих индивидуальную воспитательную работу;
организационно-методическое обеспечение индивидуальной воспитательной работы;
осуществление анализа и контроля состояния и результативности индивидуальной воспитательной работы;
обобщение и распространение положительного опыта индивидуальной воспитательной работы.
Организуя воспитательную работу, руководителям органов и подразделений всех степеней, следует иметь в виду, что воспитательные возможности, заложенные в индивидуальной воспитательной работе, сами по себе не трансформируются в высокие показатели сотрудников в оперативно-служебной деятельности и соблюдении дисциплины. Они реализуются благодаря целеустремленной, конкретной и взаимной работе руководителей, актива и воспитуемых.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий