Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
В воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел важная роль отводится такому ее направлению, как правовое воспитание. Применительно к деятельности сотрудников органов внутренних дел значимость и особенность правового воспитания заключается в том, что оно является неотъемлемой частью профессионального воспитания, призванного через формирование необходимых правовых знаний, правовых установок и правомерных действий добиться от сотрудников качественного выполнения стоящих перед ними оперативно-служебной задач.
Результат правового воспитания сотрудников может также найти свое отражение и в уровне их правовой культуры, которая, в определенной мере, характеризует состояние законности. Следовательно, можно предполагать, что чем выше уровень правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, тем более гарантированно соблюдение законности.
Кроме того, уровень развития правовой культуры у каждого сотрудника может служить в определенной мере характеристикой его профессионализма. Развитая правовая культура позволяет сотруднику правильно воспринимать и перерабатывать нормативную правовую информацию, оценивать свои и чужие действия с точки зрения соответствия действующим законам и подзаконным актам и на их основе определять конкретные поступки и выбирать законные средства для их достижения.
Сущность правового воспитания, его цель и задачи. Повседневная деятельность сотрудников органов внутренних дел, ее условия, управление ею должны воплощать в себе правовые идеи, не противоречить им. Достигается это, в том числе, и с помощью правового воспитания.
Под правовым воспитанием сотрудников органов внутренних дел понимается целенаправленная деятельность руководителей, сотрудников воспитательных подразделений, наставников и других субъектов воспитательного процесса по формированию у них правосознания1, т. е. стройной системы правовых знаний, взглядов, представлений, потребностей, установок и убеждений, выражающих их отношение к праву, обеспечивающих безупречное личное соблюдение нормативных правовых актов.
При формировании правосознания у личного состава необходимо добиваться глубокого уяснения им сущности и социального назначения законности в обществе, в деятельности органов внутренних дел. Наряду с этим вырабатывать у каждого сотрудника прочные навыки правомерного поведения при исполнении служебных обязанностей, постоянно побуждать их к сознательному, добросовестному соблюдению законности. Воспитательные воздействия на правосознание сотрудников с использованием современных организационно-правовых и психолого-педагогических технологий предполагает повышение уровня их правовой культуры. Таким образом, целью правового воспитания является — формирование правовой воспитанности.
Основные задачи правового воспитания сотрудников:
приобретение сотрудниками нормативно-правовых знаний как необходимом условии соблюдения законности, правильного использования предоставленных прав при исполнении возложенных обязанностей;
формирование отношения (как оценочной категории) к правовым требованиям, приводящего к осознанным убеждениям сотрудника в правильности и необходимости принятых правовых предписаний;
привитие осознанных, основанных на нормативных правовых актах действий, которые сотрудник органов внутренних дел воспринимал бы как должные в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в его внутреннюю потребность.
Организация профессионально-правового воспитания в органах внутренних дел. Работа по профессионально-правовому воспитанию сотрудников в органе (подразделении) внутренних дел строится на плановой основе. Комплекс первоочередных мер может быть отражен как в рамках традиционных планов1, разрабатываемых в соответствии с требованиями приказов МВД России, так и в рамках специальных целевых программ (например, по борьбе с преступностью, укреплению законности и дисциплины в правоохранительных органах2).
Реализация планов должна быть обеспечена необходимыми организационно-распорядительными документами с указанием места проведения, времени проведения и ответственных лиц, а также достаточным временным ресурсом, материально и технически обеспечена.
В нынешних условиях в целях предупреждения отступлений сотрудников от требований правовых норм важно организовать четкую и слаженную работу по взаимодействию подразделений собственной безопасности, инспекций по личному составу, кадровых и воспитательных аппаратов.
Учитывая важность правовых предписаний в деятельности такого правоприменительного органа, как орган внутренних дел, а также в порядке реализации функций учета1 и контроля, вопросы право-воспитательной работы с сотрудниками должны регулярно выносится на рассмотрение коллегий (оперативных совещаний, комиссий по служебной дисциплине и профессиональной этике2), обсуждаться в подразделениях, доводиться до сведения всего личного состава.
Формы и методы работы руководителей органов (подразделений) внутренних дел по правовому воспитанию сотрудников. В органах внутренних дел наиболее широкое распространение получили следующие формы и методы деятельности руководителей по правовому воспитанию сотрудников:
личная ответственность руководителей различных уровней за состоянием правоприменительной практики в подразделении, правовой воспитанности подчиненных, организацией профессионально-правового воспитания (цель, которую должны преследовать при этом руководители заключается в том, чтобы имеющимися у них средствами обеспечить требуемое соблюдение каждым сотрудником органов внутренних дел порядка и правил, установленных Конституцией Российской Федерации, конституциями субъектов Российской Федерации, законами Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел3, приказами МВД России и другими нормативными правовыми актами);
личный пример руководителя (данный метод является одним из важнейших в работе руководителя, несущего персональную ответственность за положение дел в органе (подразделении) внутренних дел, за воспитание и обучение подчиненных, укрепление законности и дисциплины. Потому как сам начальник выполняет правовые нормы и требования, касающиеся управления органом (подразделением), организации прохождения службы сотрудниками, снабжения их необходимым довольствием, выполняет приказы и указания, соблюдает законность, подчиненные во многом судят не только о правомерности его действий, но и убеждаются в необходимости соблюдения уставных положений, вырабатывают в себе уважение к норме, закону, нетерпимость к любого рода отклонениям от установленных требований);
в системе мер по правовому воспитанию личного состава начальнику органа внутренних дел следует использовать возможности занятий по специальной1, общественно-государственной2 и профессионально-психологической3 подготовкам, государственно-правовому информированию (качественное проведение занятий в системе служебно-боевой подготовки4, в рамках единых дней государственно-правового информирования5, их регулярность придают необходимую направленность и углубленность учебно-воспитательному процессу. На занятиях руководитель имеет возможность обращаться к сознанию и чувствам как группы в целом, так и каждого сотрудника в отдельности.
Хорошо подготовленное и проведенное занятие, аргументированный разговор о значении соблюдения законности и служебной дисциплины способны оставить след в сознании сотрудников, побудить их к добросовестному выполнению своих функциональных обязанностей.
Особенно важно своевременно и обстоятельно ознакомить с основным требованиями служебной дисциплины и законности молодых сотрудников органов внутренних дел.
Специфика деятельности сотрудников органов внутренних дел предопределяет важную роль системы служебной подготовки в укреплении законности и дисциплины. С этой точки зрения ее цель — обеспечить глубокое знание сотрудниками Конституции Российской Федерации, законов, Указов Президента, уставов, приказов и инструкций, других нормативных правовых актов и на этой основе неуклонно стремиться к их соблюдению и претворению в жизнь, выработке прочных навыков правомерного поведения при исполнении служебных обязанностей.
На занятия в системе служебной подготовки или для проведения целенаправленных встреч и конференций личного состава по вопросам укрепления законности целесообразно привлекать не только руководящий состав органов и подразделений внутренних дел, но и представителей местной администрации, ученых-юристов, работников прокуратуры, суда, налоговой инспекции, таможенной службы и др.
В любых формах учебно-воспитательного процесса следует прививать сотрудникам уважение к закону, разъяснять требования норм административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, предусматривающего ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение проступков и преступлений, раскрывать содержание норм служебной дисциплины1);
пропаганда высокопрофессионального исполнения служебных обязанностей (показ результатов деятельности сотрудников, отмеченных государственными наградами, их смелых и решительных поступков, умелых и эффективных действий в борьбе с преступниками.
Для этого можно использовать степенную и многотиражную печать, средства массовой информации. Такая работа способствует воспитанию у личного состава дисциплинированности и других профессионально значимых качеств, необходимых для успешного выполнения задач оперативно-служебной деятельности);
использование института наставничества2 (в вопросах правовой подготовки наставники молодых сотрудников могут быть хорошими помощниками начальнику. При этом очень важен систематический и в разных формах контроль со стороны руководителей за выполнением подчиненными своих служебных обязанностей и мероприятий, предусмотренных планом индивидуальной подготовки);
Правосознание сотрудников органов внутренних дел, уровень их правовой культуры во многом зависит от состояния государственной защиты сотрудников правоохранительных органов. Поэтому этим вопросам руководители органов внутренних дел должны уделять самое пристальное внимание: осуществлять действенный контроль за должностными лицами, отвечающими непосредственно за вопросы финансового, материально-технического обеспечения, культурного, нравственного, физического развития, труда, быта и отдыха сотрудников. Хорошие условия службы, полная обеспеченность сотрудников необходимым довольствием, наличие жилья, детских дошкольных учреждений, надлежащее медицинское обслуживание, возможность проведения разнообразного досуга — все это создает благоприятное морально-психологическое состояние сотрудников, позволяет более полно сосредоточиться на качественном решении оперативно-служебных задач, совершенствовании профессионального мастерства. В то же время, бытовая неустроенность ухудшает настроение, отвлекает от выполнения служебных обязанностей, снижает эффективность труда, в конечном счете, влияет на организацию службы, состояние законности и дисциплины среди личного состава.
Особое внимание следует уделять вопросам социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами, получивших ранения, а также семьям погибших сотрудников органов внутренних дел.
Руководителям важно добиваться выполнения предусмотренных нормативными правовыми актами норм и гарантий социальной, правовой и физической защиты сотрудников органов внутренних дел.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий