3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
Народы мира стремятся, с одной стороны, к взаимосближению, а с другой — к сохранению собственной социокультурной идентичности. В связи с этим усиливается взаимозависимость народов, интернационализируются все стороны человеческой жизнедеятельности.
Общение людей различных национальностей и различных религиозных конфессий — сложный процесс, затрагивающий многие стороны социально-бытовой, производственной и духовной жизнедеятельности. С одной стороны, люди осознают, пропагандируют собственную национальную специфику, с другой — познают и оценивают инонациональные, общечеловеческие ценности.
Будущее противоречивого и единого человеческого сообщества, многонациональных и межконфессиональных государств и регионов зависит не только от деятельности международных организаций и государственных органов власти по регулированию отношений народов, но и во все возрастающей мере от воспитания граждан в духе признания равенства народов, веротерпимости, формирования общечеловеческих, патриотических и национальных чувств. Многонациональность нашего государства, противоречивость отношений народов рождают множество сложных проблем, в разрешении которых важное место занимает воспитание у сотрудников органов внутренних дел культуры межнационального и межконфессионального общения.
Любая деятельность в многонациональном обществе (равно в многонациональном коллективе) в потенции содержит в себе возможность обострения отношений между людьми на национальной и на религиозной почве. Правоохранительная деятельность требует взаимопонимания людей, ее осуществляющих, единства их действий, согласно соответствующих инструкций и указаний директивных органов. Она объект материальной и духовной культуры.
Правоохранительная деятельность, ее функционирование и развитие оказывается в прямой зависимости от состояния межнационального общения людей, ее осуществляющих.
Современные национальные и конфессиональные отношения связаны с глубинными преобразованиями во всех сферах жизни общества, с ростом национального самосознания и национальных предубеждений, религиозных столкновений, взаимных недоверий и оскорблений, которые зачастую имеют под собой реальную почву, коренящуюся в самих противоречиях исторического развития российского многонационального и многоконфессионального государства.
Все народы России имеют собственный традиционный уклад жизни, историю, культуру, мифы, легенды, предания, национальную одежду, обычаи, особенности быта, самобытные духовно-нравственные корни и т. д. А потому, в управлении межнациональным и межконфессинальным общением в коллективах силовых структур необходимо оперативно регулировать и учитывать все нюансы, связанные с этническими взаимодействиями. От этого зависит, конечном счете, не только сплоченность, нравственная сила коллектива, его способность выполнять служебный долг, но и возможность избежать межнациональных коллизий и гармонизировать национальные отношения на общегосударственном уровне.
Вышеизложенное убеждает в необходимости воспитания у сотрудников органов внутренних дел культуры межнационального и межконфессионального общения в самостоятельную ветвь педагогической науки.
Российская милиция, образно говоря, есть слепок общества. Все деформации политического, экономического, социального развития страны, все «болячки» нашего общества воспринимаются, конечно, и милицией. Между тем, в принятой 19 июня 1996 года и действовавшей до 1 февраля 2007 года директиве МВД России № 1 «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» проведение целенаправленной воспитательной работы с сотрудниками определялось как приоритетная часть управленческой деятельности руководителей. Однако такое важнейшее направление воспитательной деятельности, как интернациональное воспитание, в указанном документе отсутствовало вообще.
Предметом педагогики межнационального и межконфессионального общения является воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Она разрабатывает методологию и теорию воспитания культуры межнационального общения; изучает цель, задачи, принципы, методы, формы воспитания; раскрывает сущность и содержание процесса воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: обобщает опыт воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимопонимания.
Педагогическая интеграция знаний ряда наук (философии, социологии, этнологии, языкознания, социальной и общей психологии), анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимоуважения позволяет разработать методологические и теоретические основы педагогики межнационального и межконфессионального общения, представляющие собой внутренне дифференцированную, но целостную систему, предполагающую просвещение в области традиционных для данной страны конфессий. В частности для России тема православия, ислама, буддизма, иудаизма является традиционой.
Одной из древнейших религий в нашей стране является буддизм, распространенная в странах юго-восточной Азии, Тибета, Монголии и др. В нашей стране последователями данной религии является в основном жители республик Тыва, Калмыкия, Алтайской Республики и др. Данная религия не является ни монотеистической, ни политеистический. Главное в ней — избавиться от желаний, потребностей, поскольку, по мнению ее основателя Шакьямуни Гаутами (Будды), именно в них заключаются все несчастья в мире. По существу буддизм это религия небытия, поэтому в ней нет бессмертной души, нет идей Бога, как личности, как творца вселенной. Буддизм это по существу путь к просветлению (Будда переводится как просветленный), т.е. последовательному искоренению в себе желаний, пагубных привычек и мотивов поведения. Продвижению по этому пути должна служить медитация, т. е. особо сосредоточенное размышление, предлагающее использование методов сознательного контроля и управления техническими процессами, при этом человек, как бы отстраняется от всего сущего, в том числе от своей личности, и впадает в нирвану. Способом ее достижения является аскетическая жизнь во время многих перевоплощений. При этом ценятся такие качества, как доброта, любовь великодушие терпимость по отношению к другим живым существам, мудрость, — те качества, которые присуще и другим традиционным религиям России и способствует мирному сосуществованию людей разных конфессий и национальностей.
Иудаизм — первая в мире монотеистическая религия, основанная на идеи поклонения Единому Богу, личности, творцу мира, который через Моисея на горе Синай заключил с «избранным народом» (так называют себя до сих пор иудеи) союз. Основные принципы иудаизма, которые отражены в Завете: «Не сотвори себе кумира», «Не произноси имя Господа бога твоего всуе», «Почитай отца и мать твою», «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др. — по существу своему разделяют все мировые конфессии и народы и являются принципами современной цивилизации.
Основное вероучение иудеев изложено в Библии — Старом Завете. С течением времени в Моисеев закон были включены и другие нравственные предписания. Смысл их сводится к милосердию, справедливости, бескорыстию, соблюдению чистоты и благолепия и т. д. Эти представления складывались постепенно и кодифицировались в Талмуде.
Квинтэссенция Старого завета заключается в идее богоизбранности еврейского народа и в исключительной вере во всемогущего Бога, что сыграло немалую роль в истории и судьбах еврейского народа даже тогда, когда еврейское государство перестало существовать (I в. н. э.) почти на две тысячи лет, а евреи расселились по всему миру.
После отвержения евреями Нового Завета, т.е. Христианства, иудаизм претерпел существенные изменения. Израиль создал себе ту религию, которую ему мешали сотворить Пророки — религии самообожествления.
За все прошедшие века отношение евреев к другим народам и верованиям и других народов к ним было весьма сложно и подчас трагично. Идея богоизбранности еврейского народа не могла восприниматься как должное ни в христианских, ни в мусульманских странах, что часто приводило к гонениям на них.
Основными принципами и в настоящее время для евреев выступают обязательное соблюдение субботы, обрезание, потребление т. н. «чистой пищи». Центром жизни еврейской общины, к какой бы стране она не находилась, является синагога, а руководителем — раввин, основной толкователь Торы.
Основное занятие евреев после падения Израиля и поселения их в различных странах Африки, Востока, Европы стало ростовщичество, торговля, ремесленничество, финансовые операции, банковское дело. В средние века их услугами в финансовом отношении пользовались дворяне, купцы и даже короли.
В XIX в. созрела идея объединения всех евреев вокруг Израиля, что способствовало формированию сионизма, отношение к которому весьма неоднозначно ввиду того, что отдельные его представители продолжают насаждать среди последователей иудаизма идею мирового господства посредством слияния с масонством, проникновения в общественные, культурные, финансовые структуры национальных государств.
В настоящее время значительное число евреев проживает в США. Так, из 6 млн жителей Чикаго — 2 млн составляют евреи. Не случайно основным политическим, стратегическим и финансовым партнером государства Израиль являются США.
Ислам (в переводе с арабского — «предание себя Богу» или «покорность») — наиболее молодая из мировых религий (VII в н. э.). Его основатель — Мухаммед. Родившийся в арабской семье, он в отроческом возрасте неоднократно посещал Сирию (христианская страна), Израиль, где ознакомился как с христианством, так и иудаизмом. Поэтому нет ничего удивительного, что современный ислам признает пророками и Моисея, и Христа, почитает и Матерь Божью — Мариам (Марию).
Становление ислама прошло несколько этапов. Первоначальный период, который Мухаммед начал в Мекке, был насыщен проповедями братской любви и милосердия, необходимостью очищать себя молитвами, быть честным и справедливым, ненасилием, мира. Он утверждал, что война противоречит проповедям Аллаха и всему духу ислама.
Однако впоследствии, когда он с группой своих последователей был вынужден переселиться из Мекки в Медину, многие принципы претерпели изменения, поскольку он был вынужден вести войну с язычниками Мекки и другими языческими племенами. Сначала была разрешена «свыше» оборонительная война, а затем война за веру и, наконец, т. н. «джихад» — священная война, против неверных (гяуров), к числу которых были отнесены все не мусульмане, что позволило создать из вчерашних кочевников мировую державу.
Основные идеи ислама изложены в Коране, который явился сводом конституционных и морально-нравственных уложений, которые, в свою очередь, породили и дали долгую жизнь такой государственности как халифат.
Таким образом, ислам и исламская культура вышли на мировую арену еще в раннем средневековье и из религии арабов-бедуинов превратились во вторую после христианства цивилизацию. К тому времени на базе Корана и Сунны («священное предание») был разработан Шариат — свод феодально-мусульманского права.
Символ веры мусульман очень прост: свидетельство, что нет никакого божества кроме Аллаха, и что Мухаммед — его пророк. К числу основных догматов веры относятся: очищение милостыней своего имущества; соблюдение поста в течение девятого месяца лунного года (рамазан); совершение хаджа (паломничества) в Мекку; ежедневная молитва в память о главном исповедании веры.
В исламе, как и в других религиях, отражаются нравственные принципы и традиции народов, среди которых он распространен: уважение жизни, чести и собственности единоверцев; почтение старших; забота о вдовах и сиротах, то есть тем принципам, на основании которых живут в мире и согласии различные народы и конфессии России.
Мусульманство, как и другие мировые религии, не является единым. Уже в первом веке своего существования оно разделилось на два направления — суннизм и шиизм.
Суннизм — ортодоксальное направление ислама, шиизм — подвергал Коран особому толкованию, разработал свое священное предание и не признавал халифа главой государства. В дальнейшем появилось несколько течений и около 70 сект. Для него уже в XII в. стало характерным возникновение различных религиозно-мистических сообществ, среди которых в средние века наиболее распространенной явилась секта «ассасинов» или «хашишинов», т. е. лиц употреблявших наркотики (хашиш).
Секта носила ярко выраженный тоталитарный характер. К сожалению, и в настоящее время существуют организации, поддерживающие идею «джихада», приверженцами которого являются и террористы.
Видя бесперспективность подобных путей, наиболее разумные улеми (богословы) ислама, муллы и другие духовные лица делают упор на высказывание Мухаммеда о мире и согласии. Именно союз с разумными силами ислама, борющимися с фанатиками и авантюристами, способен разрешить проблему противостояния народов и религий и не только в России, но и во всем мире.
Не только к традиционной, но и духовнообразующей религией государство Российского относится, в первую очередь, православие, являющееся не просто одной из ветвей христианства, но сохранившей с I века и до наших дней догматы и принципы, заложенные самим основателем христианства — Иисусом Христом и его апостолами.
Православие пришло на Русь еще до разделения христианства на православие, католичество и протестантизм и потому сохранило, в отличии от католицизма, например, чистоту веры, отраженную в IV веке в Никео-Константинопольских соборах. Символом веры с тех времен в Православии провозглашается вера в существование единого Бога Отца, сотворившего мир видимый и невидимый; вера в Сына Божьего Иисуса Христа, единосущного Бога, сошедшего с небес, родившегося от девы Марии, распятого при Понтии Пилате, воскресшего в третий день, вознесшегося на небеса сидящего одесную отца; вера в Духа святого, исходящего от Бога отца; вера в единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь; исповедуется единокрещение; вера в воскресение мертвых; вера в будущую жизнь после страшного суда и второго пришествия Христа.
Для Православия одним из основных догматов является также догмат о Святой Троице, суть которого состоит в том, что Бог един, но троичен, он соединяет в себе три лица — Бога Отца, Бога сына и Святого Духа. Но это не три различных Бога, а единое божественное существо. Особое место занимает второе лицо Троицы — Бог Сын — Спаситель человечества Иисус Христос, который был рожден от Отца до сотворения мира (и времени), т. е. существовал всегда.
В Православии Бог — Личность, но это не Абсолют, как в Буддизме. Бога нельзя изучать логически или при наличии научных экспериментов. Но в то же время Христианский, Православный Бог — это не чувство. Иисус Христос — историческая личность, обыкновенная реальность.
Несмотря на то, что официальное крещение Руси относится к 988 году, на самом деле Православие начало проникать на Русь гораздо раньше. По свидетельству историков III–V вв. в Скифии (так в то время называлась территория Причерноморья и Днепра) проповедовал Андрей Первозванный (один из 12 апостолов Христа). Не случайно на Руси воинов награждали орденами его имени, а морской флаг — до сих пор носит его имя. В Новгороде и в Киеве до официального крещения Руси имелись православные церкви и дома христиан. Княгиня Ольга, мать князя Святослава, крестилась в Константинополе задолго до 988 года.
Значение Православия в жизни и исторической судьбе России велико. Оно сплотило политический организм России и упрочило ее могущество. Православие создало великое тело России и одухотворило его, стало поистине душой России. Никакие другие узы — политические, экономические, законодательные, завоевательные, образовательные, не в состоянии были сделать подобные превращения. Единая вера объединила многие славянские и неславянские племена в единое государство — Русь.
С православием на Русь пришла письменность, образование. Оно сформировало и личность русского человека — его доброту, жалостливость, незлобие, самоотверженность, скромность, всепрощение и любовь — именно те христианские добродетели, которые стали исконно русскими.
Разрушение Православия, начавшееся с Петра I, уничтожившего Патриархию, проникновение католицизма и протестантизма в среду высшего общества, а также протестантизма и атеизма в среду интеллигенции и, позднее — уничтожение Николая II со всей его семьей стали одной из причин трагических событий XX в. с его революциями, войнами, государственным атеизмом, приводящим сегодня подчас к идолопоклонству, сектанству, сатанизму. «Идолы требуют жертв. На смену вчерашнего атеизма идет новое и еще более страшное рабство, подчинение магическим стихийным силам, началом саморазрушения. Сегодня перед Россией в плане религиозном все более отчетливо обрисовывается жестко поставленная дилемма: неоязычество или православие»1.
Подобный исход во многом затруднит нормальные межнациональные и межконфессиональные отношения.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий