Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
Выбор профессии, совершенствование своих способностей в значительной степени детерминированы уровнем культуры личности. Не вдаваясь в подробную характеристику феномена культуры личности (это тема специального разговора), выделим главное, определяющее. На наш взгляд, культура личности — это, прежде всего, мера освоения человеком материальных и духовных ценностей, и мера его деятельности направленная на создание различных ценностей в индивидуальной практике. Чем больше культурно-исторического опыта приобрел человек и использует его в своем развитии, тем более значим он как личность.
Следует напомнить, что в социальном измерении культура — это, в первую очередь, мир окружающих нас вещей, несущих в себе отпечаток человеческого труда, существующих в обществе отношений, уровня и особенностей взаимодействия человека с природной средой и т. д. В этом смысле «культура» — это обработанная, очеловеченная, «окультивированная» природа. Окружающие нас вещи представляют мир «оживших» предметов, как предметно воплощенные человеческие усилия, мастерство, нормы, традиции, эстетические вкусы и нравственные ценности, перенесенные человеком на созданные им творения. И само их создание соответствует и индивидуальным потребностям, и общественным ценностям и идеалам, т. е. определенной традиции. Заметим, что на решение этих проблем в системе МВД России, направлены усилия 124 дворцов и домов культуры, клубов, 114 библиотек и пунктов выдачи литературы, 96 музеев, 74 университетов и школ культуры.
Личная культура индивида, отмечал известный польский социолог Я. Щепаньский совокупность его личных образцов поведения, его методов деятельности, продуктов этой деятельности, его идей и мыслей, то есть по сути дела все то, что характеризует личность.
Можно полагать, что культура личности составляет триединое целое и проявляется в трех необходимых жизненных средах: в виде внутренней спонтанной культуры, сконцентрированной в духовном мире человека; в виде информационной системы, обеспечивающей хранение, создание и передачу знаний; в виде культуры функциональной, т. е. поведения людей в обществе, культуры непосредственного, постоянно развивающегося человеческого общения, в том числе и в процессе профессиональной деятельности.
В этом плане подразделениями по организации воспитательной работы многих органов внутренних дел проводится целенаправленная деятельность. Так, в УВД по Костромской области разработаны и активно реализуются две перспективные программы — одна по совершенствова-нию кадровой работы, профессиональной, морально-психологической подготовки, укреплению служебной дисциплины и законности среди сотрудников и вторая программа совместной работы УВД, творческих союзов, учреждений культуры по совершенствованию нравственно-эстетического воспитания личного состава.
В рамках названных программ подготовлены информационные бюллетени: «Методическое пособие для милиционеров по установлению контактов с гражданами на участках патрулирования», «Свод этических норм и правил для сотрудников органов внутренних дел».
Исключительную роль в структуре профессиональной культуры играет интеллектуальная культура личности, обеспечивающая гибкость и адаптивность мышления, владение необходимыми общими принципами, обеспечивающими ориентировку в изменяющихся условиях труда и жизни.
Интеграция индивидуальной профессиональной культуры оказывает самое непосредственное влияние на общий успех. Когда мы говорим об уровне профессиональной культуры подразделений и органов внутренних дел, обычно имеем в виду большую или меньшую степень совершенства, достигнутого их сотрудниками. Так, успех в оперативно-розыскной деятельности немыслим без напряженного труда, без высокого профессионального мастерства сотрудников. Каждый оперативный работник должен любить свою профессию, обладать чувством ответственности за порученное дело, развивать в себе инициативу, умение творчески подходить к проведению оперативно-розыскных мероприятий, неукоснительно соблюдать законность. Только тогда он может быть настоящим мастером своего дела, добиться признания коллег, заслужить высокое право называть искусством его работу.
Еще в 1925 г. известный русский криминалист И. Н. Якимов писал: «Розыскное искусство должно быть отнесено к числу труднейших искусств, так как оно своим объектом имеет не мертвый капитал, как например, живопись, скульптура, музыка, а человека. В этом отношении оно ближе к военному искусству, так как и то, и другое опираются на знание психологии, как отдельной человеческой личности, так и масс»1.
Высокая культура, широкий кругозор, подлинный профессионализм должны отличать всех без исключения работников оперативных аппаратов. Здесь нет мелочей: все важно и первостепенно, ибо речь всегда идет о судьбе человека.
Таким образом, профессионализм включает в себя, прежде всего, всестороннюю специальную подготовку (хорошее овладение правилами, приемами, навыками), постоянное стремление к совершенствованию своих знаний, безусловное следование требованиям закона, а также формирование взаимоотношений в служебных коллективах и с населением на основе нравственности, гуманизма, доброжелательности.
Но под профессионализмом понимается не только уверенное выполнение своих профессиональных обязанностей, правил, приемов и способов деятельности, но также наличие таких нравственно-эстетических качеств как безупречная честность и порядочность; личная дисциплинированность; храбрость, мужество, стойкость; товарищеская взаимопомощь и чувство локтя; строгое соблюдение законности; вежливое и внимательное отношение к гражданам, коллегам по работе; соблюдение норм этикета; органическая непримиримость к правонарушениям. Совокупность этих качеств и составляет уровень профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел является, образно выражаясь, ключом к авторитету среди населения.
Профессионализм работника правоохранительных органов предполагает и высокую политическую культуру. Она требует определенного запаса знаний, понимания человеком политики, прочных убеждений и развитого политического мышления. Реализуется политическая культура в убеждениях личности, его жизненной позиции, реальных поступках и действиях, способности находить оптимальные в соответствии с правом формы поведения. Политическое невежество сегодня недопустимо.
Одна из главных особенностей и конкретное выражение уровня культуры в органах внутренних дел — строгое соблюдение служебной и личной дисциплины. Образцовая дисциплина и сознательность подчиненных, требовательность и внимательность старших начальников, основанные на взаимном уважении и чувстве собственного достоинства, придают служебному коллективу особую красоту. В принципах соблюдения дисциплины, взаимоотношениях между начальниками и подчиненными в органах внутренних дел много общего с армейской спецификой. Представляется, что довольно образно нравственный аспект культуры отношений между командиром (читай начальником) и подчиненным раскрыта в следующем тезисе: «Красота отношений командира к подчиненным — в строгой и справедливой требовательности, заботливости, принципиальности, простоте (но не простоватости), общительности без панибратства. Красота поведения подчиненного, в свою очередь, — в пунктуальной исполнительности (но без подобострастия), инициативности (но без суетливости), в уважении к командиру (но без заискивания), в воодушевленном исполнении своих обязанностей».
Одной из отталкивающих и безобразных черт в поведении подчиненного является угодничество. Не случайно К. Маркс в своей «Исповеди» назвал этот недостаток как внушающий ему наибольшее отвращение.
Чтобы работник милиции поступал высоконравственно, он должен глубоко осознать, что есть нравственное и безнравственное, что — добро, что — зло, что есть честь, а что — бесчестие, что − культурная воспитанность и что − бескультурье и т. п.
Разве не актуальна сегодня мысль известного российского юриста А. Ф. Кони о нравственных началах правосудия, о деонтологических нормах работников правоохранительных органов? Разве не злободневно звучат заветы нашего замечательного соотечественника о том, что правосудие не исчерпывается «правомерностью», а должно базироваться на «категорическом нравственном императиве, на принципе справедливости, истинности и духовности? Разве общество не нуждается в том, чтобы вместо бездушной государственной машины, преследующей свои интересы, действовал механизм обеспечения «качества жизни» каждого члена общества? Для этого Анатолий Федорович Кони предлагал применение в правосудии «шестого чувства — чувства совести», участие в решении человеческих судеб «внутреннего взора, устремленного в глубь сознания, внутреннего слуха, чуткого к голосу совести».
Скольких судебных ошибок, скольких человеческих драм можно было бы избежать, если бы все участники борьбы с преступностью всегда и во всем руководствовались нравственным принципом, выраженным лаконично А. Ф. Кони: «Суди по совести».
«Служебный долг», «профессиональная честь», «личное достоинство» для сотрудников органов внутренних дел — центральные понятия, которые могут служить в качестве критериев их оценки и самооценки.
Мастерство, творчество, профессиональное искусство, соблюдение нравственных эстетических начал в борьбе со злом — вот те социальные ценности, которые должны быть в основе профессиональной деятельности сотрудников, призванных обеспечивать законность, правопорядок, защиту личности. Потому и весь процесс подготовки и деятельности высокопрофессиональных и культурных сотрудников правоохранительных органов должен рассматриваться сквозь призму нравственных и эстетических категорий.
Прежде чем рассматривать эту проблему, нужно познакомиться с основными ее дефинициями.
Этика (от лат. ethica — обычай, характер) — 1) учение о морали, о нравственности как одной из форм общественного сознания, ее сущности и роли в общественной жизни; 2) система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, обязанности по отношению к своему народу, обществу, семье и друг к другу.
Эстетика (от греческого aisthetikos — чувствующий, чувственный) — наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития искусства как особой формы отражения действительности.
Эстетическая культура представляет совокупность эстетических ценностей, созданных и используемых обществом на данном этапе его развития. Она проявляется на уровне эстетического сознания; как эстетическое отношение к действительности; как эстетическая деятельность. К элементам эстетической культуры относятся: художественные ценности (произведения искусства); эстетические стороны созданных людьми материальных и духовных ценностей; эстетические аспекты деятельности людей. Ядром эстетической культуры является художественная культура.
Под эстетической культурой личности понимается мера освоения человеком эстетических ценностей и мера его деятельности, направленной на создание эстетических ценностей в различных областях человеческой практики.
Главным показателем уровня оценочных представлений личности является характер ее эстетических идеалов.
Этическое и эстетическое проявляется в неразрывной связи. В индивидуальном сознании оно воспринимается как противоречивое единство моральных и эстетических ценностей, общественных явлений, мотивов и поступков человеческой деятельности. Они могут быть оценены как прекрасные и безобразные и в то же время как добро и зло. Единство этического и эстетического может выражаться и словесно (древнегреческое понятие «калокагатия» означает одновременно и «доброе»; «прекрасное» в русских сказках означает физическое совершенство, душевную силу, нравственную чистоту). Иначе говоря, в этом единстве выражается важнейшая ценностная установка: прекрасным является то, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано морально-добрым, если оно внутренне не связано с прекрасным.
Противоречия между этическим и эстетическим выступает прежде всего вследствие несовершенства, уродливости социальных условий. Конкретные случаи несовпадения этического и эстетического являются результатом нарушения гармонии между реальным и идеальным, природным и духовным, внутренним и внешним в самой человеческой жизнедеятельности.
Теперь рассмотрим некоторые аспекты проявления этического и эстетического в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Прежде всего, нравственно-эстетический характер определяется спецификой их службы. Во-первых, повседневные результаты деятельности здесь не всегда приобретают реально осязаемые формы и выражаются не сразу (за исключением особых случаев, например, раскрытия преступления по горячим следам или мастерски выполненный захват преступной группы), а опосредованно (работа следователя по раскрытию сложных преступлений, перевоспитание осужденных, профилактическая работа и т. п.). Во-вторых, служебная деятельность в органах внутренних дел по своему содержанию носит ярко выраженный характер целенаправленной защиты нравственных и эстетических ценностей общества и таким образом противопоставлена безнравственным и антигуманным проявлениям. Поэтому особое значение в работе этих органов приобретают четко сформулированные и устойчивые нравственные и эстетические идеалы. А. Ф. Кони писал: «Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых и недобросовестных руках». В-третьих, служебная деятельность в органах внутренних дел требует от человека мобилизации всех его духовных, физических сил и способностей, связана с рядом ограничений и трудностей, а иногда и с реальным риском для жизни. Здесь нужна особая внутренняя собранность, воля и мужество, чтобы трудности не расслабляли, а окрыляли человека осознанием огромной значимости проводимой им работы.
Немаловажную роль здесь призваны сыграть культпросветучреждения системы МВД России. Именно когда приходят граждане посмотреть фильм о милиции, принять участие в тематическом вечере-портрете, послушать лекции и т. д. И это так же один из ключей к авторитету среди населения.
В организации работы служебных коллективов важное место занимают проблемы эстетики быта и предметной среды. Эстетика быта является составной частью культуры. Она охватывает широкий круг духовных и материальных явлений, в который входит красота поведения, общения, речи, эстетика одежды, обстановка жилища, сложный комплекс служебных отношений. Известная чеховская мысль о том, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — не просто крылатый афоризм. В ней тонко схвачена соразмерность между содержанием и формой. Органическое единство высоконравственного содержания с совершенной формой поведения и образует красоту поступка человека, служит его авторитету среди населения.
Эстетическими чертами красоты обладает труд, внутренне содержательный и вместе с тем внешне выразительный. Например, чем выше мастерство следователя, криминалиста, работника ГИБДД или другого специалиста, тем красивее и внешне выражение труда, четче организация, выше культура, гармоничнее форма, которую приобретает их деятельность, а всё это укрепляет авторитет милиции среди населения.
Единство внешней и внутренней красоты выражает единство содержания и формы. Четкость и организованность, будучи полезными и эффективными в оперативно-служебной деятельности, красивы и эстетически впечатляющи внешне. Напротив, нарушение ритмичности, гармонии действий и внешне некрасиво, и приносит вред делу. Отталкивающее впечатление производят суетливость и нерасторопность работника, неумение правильно организовать силы и средства.
Эстетическая оценка деятельности наряду с восприятием внешних черт обязательно учитывает элементы, которые в совокупности способны составить полное представление о прекрасном и безобразном: внешнее выражение деятельности, внутреннюю ее сущность, характер взаимосвязи внешнего вида и сущности, степень соответствия между ними. При этом имеется в виду не абстрактное единство внутреннего и внешнего, а целостное восприятие деятельности во всем ее чувственном богатстве и глубине внутреннего содержания, которые отвечают как нравственным и профессиональным критериям, так и практической целесообразности.
Реальную красоту труду сотрудников органов внутренних дел придает соблюдение дисциплины, которая состоит в строгом и точном выполнении правил и порядка, установленных законодательством Российской Федерации, Уставами, а также приказами и инструкциями министра внутренних дел. Она основывается на высокой сознательности, общей и политической культуре лиц рядового и начальствующего состава, глубоком понимании ими служебного долга и личной ответственности за порученное дело. Строгое соблюдение субординации, беспрекословное выполнение приказов и распоряжений, слаженность в работе являются залогом высокой боеспособности и готовности к выполнению любых оперативно-служебных задач.
Таким образом, служебная дисциплина, подчеркнутая субординация, построенные на четких принципах и правовых предписаниях, раскрывают гармоничность характера взаимоотношений в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел. Нравственное и эстетическое здесь тесно переплетаются, взаимно дополняя друг друга.
Необходимо отметить, что проявление эстетического во взаимоотношениях в служебном коллективе выражаются в манере разговора, внешнем виде работников. По речи можно определить степень, широту и содержание духовной культуры личности, судить о внутреннем мире человека, логике его мышления. В сопоставлении с деятельностью и поведением человека речь является незаменимым средством определения качества личности, способствует контакту работника милиции с народом.
Первоначальное представление о культуре дает внешний вид. Здесь проявляются не только вкусы, но и некоторые черты характера человека. Трудно себе представить работника неряшливого и в то же время пунктуального в выполнении своих служебных обязанностей. Напротив, простота, скромность и опрятность одежды и обуви, как правило, — свидетельство общей подтянутости, собранности и организованности, к нему и естественно доброе отношение и поддержка как молодых, так и пожилых.
Внутренней потребностью каждого работника должна быть забота о красоте быта. Особенно это относится к эстетике окружающей предметной среды, которая при наличии выработанных эстетических вкусов способна доставлять радость в работе. Предметная среда в служебной обстановке имеет способность активно и по-разному (в зависимости от своего характера и содержания) воздействовать на сознание работников: повышать морально-служебный тонус личного состава, поддерживать высокую готовность и боеспособность подразделений либо ослаблять этот настрой.
Эстетика быта должна быть органически соединена со спецификой служебных условий и подчинена выполнению служебных задач и нравственному совершенствованию работников органов внутренних дел. В административных помещениях сотрудники проводят большую часть своего рабочего времени. От того, насколько удобно помещение и как оно соответствует созданию творческой обстановки, в значительной мере зависит эффективность работы. В то же время, бытующая кое-где склонность к бездомному украшательству противоречит атмосфере строгого, точно регламентированного служебного быта.
Ведущая роль в создании нормальной моральной атмосферы и рабочей обстановки, сплочении коллектива принадлежит начальнику. Он — организатор служебной деятельности и руководитель работы органа и подразделения. Выработанное годами требование к начальнику: «Руководить — значит воспитывать!» и сегодня остается актуальным. Личный пример руководителя служит необходимым условием эффективности нравственного и эстетического воспитания сотрудника. Начальник должен стремиться быть на уровне требований, предъявляемых к руководителю коллектива, глубоко знать свое дело, иметь достаточно широкий кругозор, быть хорошо осведомленным в области политической и культурной жизни страны. Только тогда он будет служить образцом для подчиненных, вызывая у них чувства уважения, а иногда и подражания.
Вместе с тем, негативное восприятие вызывают присущие некоторым начальникам качества нерешительности, суетливости, мнительности, нетерпения и болезненного отношения к предложениям и критическим замечаниям со стороны подчиненных. Такой начальник вносит нервозность, разлад и разобщенность в жизнь коллектива, недоверие к его организаторским способностям, что, в конечном счете, сказывается на нравственной атмосфере в подразделении.
В духовной жизни работников органов внутренних дел, укрепления их связей с населением, важное место занимают традиции и ритуалы. Их знание, четкое организационное оформление и умелое проведение развивают внутреннюю потребность в безупречном выполнении служебного долга, в обмене опытом и знаниями.
Ритуал в жизни работников органов внутренних дел — это совокупность установленных обычаем относительно устойчивых действий, выражающих в эмоционально-окрашенной, конкретно-чувствительной форме отношение к определенному торжеству, важному событию в жизни коллектива. Этими событиями могут быть принятие Присяги, вручение наград, посвящение в профессию, выпуск из высшего учебного заведения, торжественные построения.
Яркая форма ритуала способствует раскрытию общественно значимых мотивов и идей, которые люди вкладывают в конкретный жизненный факт. В церемониале органически сочетаются эстетическая форма и высоконравственное содержание. При этом именно содержание определяет его внешнее решение, композицию, структуру, тональность, продолжительность.
Таким запоминающимся ритуалом для многих работников милиции и других подразделений органов внутренних дел было вручение государственного Знамени Министерству внутренних дел, которое прошло на Красной площади столицы накануне Дня милиции 9 ноября 1996 г. На Знамени как символ правопорядка и защиты личности изображены щит и меч.
Сила эмоционального воздействия ритуалов заключается в неразрывном единстве сущности проводимого мероприятия и красоты формы, учитывающей специфику эстетического отражения человеком окружающего мира. Заряд эстетического переживания может быть очень сильным. А. С. Макаренко квалифицировал его как «метод взрыва». В такие минуты проникнутый торжественностью и величием момента, его глубочайшим философским содержанием человек как бы заново осмысливает прошлое и настоящее, все мелочи, второстепенное отходит на второй план, он испытывает подъем духовных сил, становится возвышеннее и чище.
Стало доброй традицией 10 ноября в день милиции России возлагать цветы и венки в Москве, на Трубной площади к памятнику «Благодарная Россия — солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга». Сам же ритуал содержателен и эмоционален. В нем принимают участие руководители МВД, ГУВД Москвы и Московской области, ветераны, отличники службы, представители общественности, члены семей сотрудников погибших при исполнении служебного долга, журналисты, священнослужители, курсанты и слушатели учебных заведений, жители и гости Москвы, Почетный караул, звучание духового оркестра, прохождение под боевым знаменам — все это придает ритуалу высокую духовную значимость.
При совершении ритуала особое внимание уделяется четкости команд и синхронности выполнения строевых приемов, форме одежды его участников. Красота и элегантность формы, подтянутость, значимость момента создают неповторимый настрой внутреннего удовлетворения и гордости всех участников церемониала. Важную роль приобретает музыкальное оформление ритуалов. Торжественная и маршевая музыка вызывает особые эмоциональные чувства. Все эти элементы составляют форму ритуала и наряду с содержанием определяют его эстетическую ценность, глубину воздействия на чувства и сознание людей.
Говоря о значении традиций в формировании нравственно-эстетических качеств сотрудников органов внутренних дел приведем еще один пример. В год 70-летия уголовного розыска в УВД Пермской области была открыта галерея заслуженных ветеранов. Подобные галереи были созданы также в службах БЭП и ЭКУ. Совет ветеранов УВД области и фонд «Ветеран», который возглавляет бывший начальник уголовного розыска Я. А. Вагин, учредили пять премий. Они вручаются молодым сотрудникам, признанным победителями в конкурсе лучшего по профессии. Ежегодно проводимые конкурсы профессионального мастерства криминальных служб давно стали школой оперативной работы и развития личности, так как участие в них требует от конкурсантов не только эрудиции, но и достаточно высокой культуры. Важно отметить, что в подразделениях пермской милиции стало доброй традицией ежегодное проведение смотров самодеятельного художественного творчества сотрудников и членов их семей. В 1996 году имел большой успех конкурс авторов и исполнителей самодеятельной песни. В выпущенной книге-миниатюре особо выделены стихи Я. Баталова, бывшего начальника отдела УУР, погибшего в схватке с преступниками. На его ярких и добрых произведениях воспитывается молодое поколение солдат правопорядка.
Рассмотренные нравственно-эстетические аспекты являются необходимым условием формирования высокой культуры сотрудников органов внутренних дел, глубоко осмысленного и добросовестного выполнения ими служебного долга, что в конечном итоге, безусловно влияет эффективным стимулом в росте авторитета милиции среди населения.
Культура человеческих отношений — «философский камень», требующий пристального внимания и изучения. «...Смысл нашей жизни — счастье человеческого общения, — писал академик В. А. Сухомлинский. — Не в том счастье, чтобы замкнуться от людей, а в том, чтобы высшей нашей потребностью... была потребность в человеке»1. Быть может, сами основы человеческой цивилизации лежат в удивительной тяге людей друг к другу.
Высокая культура человеческих отношений объективно способствует самовыражению личности, ибо накопленные ею духовные ценности, социальный и профессиональный опыт наиболее успешно открываются и выражаются в обстановке доброжелательности. В этом смысле человеческое общение следует рассматривать как особую форму социального творчества. Культура человеческого общения обладает волшебным даром обогащения человека мудростью и радостью от встречи с другим человеком, познания его духовных, нравственных и душевных богатств. Именно в человеческом общении приобретаются и воспитываются важные духовные качества, выступающие на равных с высшими художественными и нравственными ценностями общества.
А ведь известно, что настроение каждого из нас в огромной степени зависит от поведения людей, с которыми мы общаемся. Понятно, что дружеское отношение к нам радует, а плохое и враждебное — огорчает, тревожит. Но важно также и то, что даже при отсутствии каких-либо существенных проявлений окружающих нас людей по отношению к нам, тончайшие оттенки их поведения нами учитываются и влияют на наше самочувствие.
Каждодневное поведение солдата правопорядка в огромной степени зависит от его мировоззрения, от того, как он вообще смотрит на мир, на людей. Трудно призывать к хорошим манерам человека, который высокомерно и пренебрежительно относится к своим коллегам, и хуже того, на почве зависти плетет интриги. Уместно напомнить слова французского писателя-моралиста XVII в. Франсуа де Ларошфуко: «Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства». Зависть разъедает внутренний мир немалого числа людей. Как правило, зависть и неуважение чаще всего проявляются к интеллектуальному развитию, таланту, знаниям, успеху и опыту человека. И нередко торжествует диктатура посредственности. У писателей Стругацких как-то прозвучала примечательная фраза: «серые начинают и выигрывают».
Низкая культура общения сказывается в неуважении людей друг к другу, в неумении ценить чужую мысль, а не только свои знания и свои идеи. Между тем, истинное понимание сути дела рождается только в противоборстве мнений, в открытом противопоставлении точек зрения. Вне дискуссии истину познать невозможно. При этом, подчеркивал основатель культуры дискуссии древнегреческий философ Сократ, всеспорящий, и в их числе он сам, ведущий и направляющий диспут остаются в равном положении. Все в одинаковой мере имеют право на критику, нет насильственно присвоенных привилегий, не признается никакая «монополия на истину». Сократовские принципы — как они актуальны сегодня!
Терпимость к другому мнению — такой должна быть норма жизни: научиться преодолевать неприкасаемость своего «Я», уметь спокойно выслушивать и понимать (даже не принимая) различные суждения, достойно участвовать в спорах, уважать полемику, привыкать к ней, совместными усилиями ставить проблему, находить и постигать истину — таковы основы подлинно демократического мышления и ведения полемики.
Призывая к терпимости (толерантности) и добрым взаимоотношениям, нельзя в то же время потворствовать кляузникам, интриганам. Однако отпор можно по-разному: зло можно пресечь, а можно и разжечь. Но во всех случаях, не пресеченное и не получившее отпор зло размножается в геометрической прогрессии, оно многолико. Зло и гуманизм — антиподы, поэтому к людям, плодящим зло, подходить с позиции гуманизма не эффективно.
Но нередко без всякого злого умысла, без намерения обидеть, оскорбить, унизить, а просто по недомыслию или черствости душевной, в принципе хорошие люди, не задумываясь над формой своего поведения, не придавая значения простым и полезным правилам повседневного общения, как бы походя, наносят обиды своим близким коллегам.
В связи с этим выскажем два соображения. Первое. Любезное и внимательное отношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов, не нарушает бюджета человека, не изнуряет его непосильным трудом. Второе. Человек, хорошо общающийся со своими ближними и коллегами, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения огромное удовлетворение.
Особое внимание в обращении следует уделять манере разговора. Слово врачует и ранит, радует и печалит, волнует и успокаивает, сближает и разъединяет, помогает предельно ясно выделить, и, напротив, извратить или скрыть свои мысли. Уместно напомнить, что ныне в органах, подразделениях, учреждениях и учебных заведениях широко распространяется такая форма общения с населением, как «телефон доверия». И здесь исключительно важна способность, владение манерой разговора. По речи определяют степень, широту, содержание духовной культуры личности.
Язык как средство общения людей состоит не только из слов, предложений и фраз, но из той формы произношения слов и предложений, которые называются интонацией. Интонация сама по себе является могучим выразительные для передачи мысли, что одно и то же слово, сказанное с различными интонациями, приобретает и разный смысл. В системе К. С. Станиславского этот вопрос удачно определяется формулой «текста и подтекста». В жизни чаще всего мысль человека одновременно выражается в нужных словах, сказанных с нужной интонацией. Но мы не всегда об этом помним. Можно сказать вполне безобидные слова не повышая голоса, но интонация будет обидной, оставляя в душе неприятный осадок.
Надо пояснить: каждый нормальный человек воспринимает своего ближнего и его отношение гораздо тоньше, точнее и подробнее, чем этому ближнему кажется. Подобное восприятие человеком окружающего мира и людей производит на него гораздо более эмоциональное воздействие, чем обычно считают. Но это уже психологическая сторона вопроса.
Есть одно, давно вошедшее в русский язык слово, без которого трудно обойтись, рассматривая наши проблемы. Слово это — «деликатность». Оно сейчас почти вышло из употребления, но если не придумать ему достойной замены, то стоит еще на некоторое время возродить его в обиходе. Какое значение получило это слово в русском своем воплощении? Тонкость, чуткость, осторожность в обращении с кем либо.
Или вспомним, что один из семантических смыслов термина «культура» связан со словом «почтение». И вместе с тем, как зримо исчезло из жизни почтительное отношение друг к другу! А ведь в человеческом общении важны еще и веживость, и терпимость, отсутствие капризности, раздражительность... Не будем забывать звучащие как завещание молодежи слова великого полководца Г. К. Жукова: «…особенно важно помнить — среди вас живут воевавшие люди. Относитесь к ним с почтением не только в дни, когда они с орденами собираются поговорить с вами. Не забывайте о них в сутолоке жизни: на вокзале, в приемной по житейским делам, в поликлинике, в автобусе и в семье.
Бывший солдат не станет вам жаловаться — не та закваска характера. Будьте сами предусмотрительны. Не оскорбляя гордости, относитесь к ним чутко и уважительно».
Все названные положения — не абстрактные размышления. Их необходимо знать и учитывать, чтобы не только в обыденной жизни, но в служебных коллективах создавать такую атмосферу, где каждый бы стремился к утверждению доброжелательности, корректности во взаимоотношениях, на практике претворяя принципы гуманизма.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий