logo
учебник Кикоть ОВД 480 с

1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени

Современный период строительства в России цивилизованного, демократического и основанного на законе общества происходит не без противоречий и трудностей. Он бросает вызовы работе государственных органов, в том числе и органов внутренних дел, требует ее непрерывного совершенствования, использования всех имеющихся возможностей, поиска и применения новых, более эффективных способов в меняющихся условиях.

Общественные силы, подобно силам природы, действуют стихийно и разрушительно до тех пор, пока люди глубоко не понимают их, не хотят или не могут учитывать их в своей жизни. Самоуверенное пользование интуитивными и построенными только на личном опыте соображениями, слепое подражание чужим образцам, упование на силу административного нажима, действия по методу проб и ошибок — причины пробуксовок и неудач в любом деле, а на государственной службе, в деятельности органов внутренних дел они всегда, а сегодня в особенности, недопустимы. Никакими усилиями, не учитывающими правильно социальные, психологические, педагогические, этические, биологические и иные законы жизни общества и людей, без достоверных знаний, невозможно добиться успехов.

Человечество перепробовало разные способы преодоления трудностей и улучшения работы. Первый — метод проб и ошибок. Это действия без знаний и понимания, на глазок, на авось. Опыт показал его авантюрность, большой расход сил и средств, преимущественно топтание на месте, а не продвижение вперед, обилие ошибок, имеющих нередко тяжелые последствия. Второй — использование положительного опыта других. Такой метод хорош в период застоя. Но он не годится во времена резких перемен в обществе, когда старый опыт мало пригоден, нового мало, а зарубежный далеко не всегда и не во всем применим. Наиболее эффективен и современен третий — научный подход.

Наука — одна из форм общественного сознания, имеющая производительную функцию: она формирует новые знания, нужные для практики, и создает новую практику. Научные знания — концентрация достижений человеческой мысли, познания мира, условий и перемен в нем, глубоко изученного, обобщенного и обогащенного собственными знаниями человеческого опыта. Наука, в отличие от первых двух способов, всегда высоко нравственна, лишена корысти, ибо ее интересует только правда жизни, поиск истины, всесторонне взвешенных рекомендаций, решений и действий. Использование данных науки повышенно важно при быстрых переменах и сильном обновлении условий жизни и работы людей, при столкновении с проблемами, которые не поддаются решению традиционными методами и особенно при работе с людьми.

Конечно, наука не всесильна, но, как говорил А. Эйнштейн, человечество не знает другого знания, которое было бы столь достоверно и практично, как научное. Сплошь и рядом бывает так, что практика ищет как решить проблему, а в науке она уже решена, но ее данные не известны практике. Прекосы бывают и потому, практик, даже вооруженный научным знанием, по разным личным причинам действует по-своему, неумело и даже волюнтаристски.

Научный подход — историческая тенденция, которую не дано никому, даже всему человечеству, отменить или игнорировать. Общество знания — так квалифицирует современность ЮНЕСКО — организация по науке, образованию и культуре при ООН. Полное использование возможностей науки — одно из наиболее современных и цивилизованных направлений в решении задач, возникших и возникающих пред государством, обществом, организацией, предприятием, специалистом, гражданином.

Научный подход особенно важен в деятельности государственных органов, которые не вправе действовать как честный предприниматель на рынке. Последний ответственен за промахи перед собой, а государственный орган — перед всем народом. Государственному органу ничто не препятствует привлечь научные организации и ученых, использовать полностью их потенциал в поисках ответов на трудно решающиеся проблемы, содействовать их активности в помощи практике, обеспечить нужный уровень образованности и научной компетентности своих работников, оценивать действия последних по степени их научной обоснованности. Органы внутренних дел, их личный состав решающие сложнейшие задачи, в успехе которых заинтересована вся страна, должны быть образцом в научной корректности своей деятельности.

Время требует от органов внутренних дел радикальных усовершенствований и смелых, хорошо просчитанных новаций. Министр внутренних дел Российской Федерации в качестве приоритетных задач определил кардинальное улучшение работы с кадрами. Ничто в достигаемых результатах нельзя улучшить, не любя Россию, не чувствуя ответственность перед ней, людьми и своими детьми, не проявляя преданность служебному долга и делу, не повысив качество работы и уровень профессионализма. Среди важнейших путей достижения этого стоит задача поднятия уровня работы с кадрами до научного и этот путь связан с опорой на компетентность педагогической науки, которая среди из всех других наук наиболее широко и глубоко связано с этим путем. Важнейшее направление в ней — научный подход в воспитании личного состава. В реализации такого подхода решающая роль принадлежит педагогике.

Педагогика — наука о содействии людям в обретении ими цивилизованно развитых педагогических свойств воспитанности, образованности, обученности и развитости. Юридическая педагогика — отрасль педагогики, решающая эту задачу применительно к правовой сфере и деятельности правоохранительных органов. Ее основное дело — производство новых и достоверных знаний, обеспечивающих решение этой задачи. А вот разработка путей и способов применение таких знаний, доведение их до форм, методов, технологий работы, в которых нуждается практика, лежат на прикладной юридической педагогике. Важнейший раздел ее педагогика воспитания личного состава.