1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
Современный период строительства в России цивилизованного, демократического и основанного на законе общества происходит не без противоречий и трудностей. Он бросает вызовы работе государственных органов, в том числе и органов внутренних дел, требует ее непрерывного совершенствования, использования всех имеющихся возможностей, поиска и применения новых, более эффективных способов в меняющихся условиях.
Общественные силы, подобно силам природы, действуют стихийно и разрушительно до тех пор, пока люди глубоко не понимают их, не хотят или не могут учитывать их в своей жизни. Самоуверенное пользование интуитивными и построенными только на личном опыте соображениями, слепое подражание чужим образцам, упование на силу административного нажима, действия по методу проб и ошибок — причины пробуксовок и неудач в любом деле, а на государственной службе, в деятельности органов внутренних дел они всегда, а сегодня в особенности, недопустимы. Никакими усилиями, не учитывающими правильно социальные, психологические, педагогические, этические, биологические и иные законы жизни общества и людей, без достоверных знаний, невозможно добиться успехов.
Человечество перепробовало разные способы преодоления трудностей и улучшения работы. Первый — метод проб и ошибок. Это действия без знаний и понимания, на глазок, на авось. Опыт показал его авантюрность, большой расход сил и средств, преимущественно топтание на месте, а не продвижение вперед, обилие ошибок, имеющих нередко тяжелые последствия. Второй — использование положительного опыта других. Такой метод хорош в период застоя. Но он не годится во времена резких перемен в обществе, когда старый опыт мало пригоден, нового мало, а зарубежный далеко не всегда и не во всем применим. Наиболее эффективен и современен третий — научный подход.
Наука — одна из форм общественного сознания, имеющая производительную функцию: она формирует новые знания, нужные для практики, и создает новую практику. Научные знания — концентрация достижений человеческой мысли, познания мира, условий и перемен в нем, глубоко изученного, обобщенного и обогащенного собственными знаниями человеческого опыта. Наука, в отличие от первых двух способов, всегда высоко нравственна, лишена корысти, ибо ее интересует только правда жизни, поиск истины, всесторонне взвешенных рекомендаций, решений и действий. Использование данных науки повышенно важно при быстрых переменах и сильном обновлении условий жизни и работы людей, при столкновении с проблемами, которые не поддаются решению традиционными методами и особенно при работе с людьми.
Конечно, наука не всесильна, но, как говорил А. Эйнштейн, человечество не знает другого знания, которое было бы столь достоверно и практично, как научное. Сплошь и рядом бывает так, что практика ищет как решить проблему, а в науке она уже решена, но ее данные не известны практике. Прекосы бывают и потому, практик, даже вооруженный научным знанием, по разным личным причинам действует по-своему, неумело и даже волюнтаристски.
Научный подход — историческая тенденция, которую не дано никому, даже всему человечеству, отменить или игнорировать. Общество знания — так квалифицирует современность ЮНЕСКО — организация по науке, образованию и культуре при ООН. Полное использование возможностей науки — одно из наиболее современных и цивилизованных направлений в решении задач, возникших и возникающих пред государством, обществом, организацией, предприятием, специалистом, гражданином.
Научный подход особенно важен в деятельности государственных органов, которые не вправе действовать как честный предприниматель на рынке. Последний ответственен за промахи перед собой, а государственный орган — перед всем народом. Государственному органу ничто не препятствует привлечь научные организации и ученых, использовать полностью их потенциал в поисках ответов на трудно решающиеся проблемы, содействовать их активности в помощи практике, обеспечить нужный уровень образованности и научной компетентности своих работников, оценивать действия последних по степени их научной обоснованности. Органы внутренних дел, их личный состав решающие сложнейшие задачи, в успехе которых заинтересована вся страна, должны быть образцом в научной корректности своей деятельности.
Время требует от органов внутренних дел радикальных усовершенствований и смелых, хорошо просчитанных новаций. Министр внутренних дел Российской Федерации в качестве приоритетных задач определил кардинальное улучшение работы с кадрами. Ничто в достигаемых результатах нельзя улучшить, не любя Россию, не чувствуя ответственность перед ней, людьми и своими детьми, не проявляя преданность служебному долга и делу, не повысив качество работы и уровень профессионализма. Среди важнейших путей достижения этого стоит задача поднятия уровня работы с кадрами до научного и этот путь связан с опорой на компетентность педагогической науки, которая среди из всех других наук наиболее широко и глубоко связано с этим путем. Важнейшее направление в ней — научный подход в воспитании личного состава. В реализации такого подхода решающая роль принадлежит педагогике.
Педагогика — наука о содействии людям в обретении ими цивилизованно развитых педагогических свойств воспитанности, образованности, обученности и развитости. Юридическая педагогика — отрасль педагогики, решающая эту задачу применительно к правовой сфере и деятельности правоохранительных органов. Ее основное дело — производство новых и достоверных знаний, обеспечивающих решение этой задачи. А вот разработка путей и способов применение таких знаний, доведение их до форм, методов, технологий работы, в которых нуждается практика, лежат на прикладной юридической педагогике. Важнейший раздел ее — педагогика воспитания личного состава.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий