§ 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
Профессиональная нравственная деформация — это негативное изменение нравственных ценностей и ориентиров у части сотрудников органов внутренних дел под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющееся в искажённом отношении к служебному долгу и дискредитирующее моральный облик сотрудника милиции.
Профессиональные и нравственные качества сотрудников все чаще подвергаются сомнениям и критике. Для этого есть определенные основания.
В условиях резкого расслоения населения по уровню материальной и социальной обеспеченности служба в органах внутренних дел становится все менее престижной, что влечет за собой уход из служб и подразделений трудоспособных сотрудников, ослабляет приток молодых, способных специалистов.
Отметим, что постановка проблемы профессиональной нравственной деформации сотрудников — это требование не только нашего времени, эта проблема существовала со времени возникновения советской милиции, поскольку речь идет об особой профессиональной деятельности, изобилующей нравственно-правовыми конфликтами и разнообразными конфликтными ситуациями.
Среди причин отрицательного отношения граждан к защитникам правопорядка называются:
равнодушие, низкая культура сотрудников;
отсутствие профессионализма, некомпетентность;
использование служебного положения в личных целях, поборы, взяточничество, коррумпированность;
применение насильственных действий, необоснованные задержания.
Наличие указанных негативных качеств у определенной части сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о распространенности такого явления как профессиональная нравственная деформация.
Было бы неверно считать профессиональной нравственной деформацией сотрудников органов внутренних дел только ее крайние, наиболее опасные проявления — нарушение законности и совершение аморальных поступков. Профессиональная нравственная деформация — это изменение личностных качеств и профессиональных возможностей сотрудника в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности. И начинается такая деформация не с нарушения закона, а с того, что сотрудник утрачивает истинное представление о нравственном смысле своей профессии; у него притупляется чувство профессионального долга, работа представляется все более бессмысленной, повышается восприимчивость к отрицательным влияниям, в том числе — со стороны криминальных элементов.
Все это не может не влиять на профессиональные возможности сотрудника: сужаются профессиональные возможности сотрудника: сужаются профессиональные знания, навыки и умения, теряется способность к их исполнению, развивается формальное отношение к службе и шаблонность профессиональных действий, человек явно стремится избежать ответственности, предпочитает подменять реальную работу составлением разного рода бумаг или участием во всевозможных совещаниях и заседаниях. Он испытывает потребность в мелочной регламентации своих действий со стороны руководства. Это может сопровождаться явным преувеличением своей роли в общем деле, формальными отношениями с коллегами, преувеличенным вниманием к внешней атрибутике деятельности, в особенности — к атрибутике власти. Иногда бывает наоборот — человек замыкается, уходит в самого себя, старается стать незаметным и в деле, и в коллективе.
Основными признаками профессиональной нравственной деформации сотрудника являются:
правовой нигилизм, выражающийся в пренебрежительном отношении к требованиям закона;
утеря представления о нравственном смысле служебной деятельности;
поддержка ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке;
утрата личных перспектив в профессиональной деятельности;
систематическое нарушение профессионально-этических норм поведения;
равнодушие к процессу и результатам служебной деятельности;
беспринципность в оценке нарушений служебной дисциплины, выполнению служебного долга;
моральная нечистоплотность, следование двойным моральным стандартам;
уныние и пессимизм в коллективных настроениях;
недоброжелательность и зависть в отношении коллег;
индивидуализм, эгоизм, зависть, склочность, мелочность, конфликтность в отношениях;
использование элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности;
нравственная распущенность, выражающаяся в пьянстве, бытовом разложении, аморальных поступках.
По мнению экспертов, материальная выгода не всегда выступает единственным (или основным) побудительным мотивом совершения сотрудниками органов внутренних дел предательства интересов службы. Этот фактор приобретает все большее значение на фоне утраты духовных ценностей, процветания эгоистических интересов, укоренения частнособственнической психологии.
К основным критериям профессиональной нравственной деформации относятся:
злоупотребление властью (несправедливость по отношению к людям, унижение их человеческого достоинства, неоправданное применение сил и средств в работе);
формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, чванство, бездушие);
терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фактам невыполнения (несоблюдения) служебного долга;
халатное отношение к функциональным обязанностям;
культивирование руководством наушничества и доносительства;
психологически конфликтная атмосфера в коллективе (конфликты как норма служебных отношений);
приоритет моральных антиценностей (культ денег, власти, силы);
формирование двойной морали (для «своих» и для «чужих»);
неразборчивость в средствах («для достижения цели все средства хороши»);
формирование атмосферы круговой поруки (все «повязаны»);
«усталость» от выполнения служебных обязанностей, порождающая равнодушие к интересам службы;
бытовое разложение, пьянство.
Знание и учет вышеприведенных показателей имеет исключительное значение, как для руководителей органов внутренних дел, так и для работников кадрового аппарата, отвечающих за воспитательную работу с личным составом.
Структура профессиональной нравственной деформации сотрудников органов внутренних дел включает:
деформацию профессиональной деятельности;
деформацию служебных и внеслужебных отношений;
деформацию морального сознания.
Следует обратить особое внимание на то, что деформационным процессам подвержены в первую очередь те «компоненты», которые входят в структуру профессиональной морали (нравственная деятельность, нравственные отношения, нравственное сознание). Рассмотрим подробнее.
Одним из элементов, поддающихся профессиональной нравственной деформации, является профессиональная деятельность сотрудников милиции.
В процессе профессиональной деятельности сотрудники милиции находятся в постоянном контакте с различными категориями граждан, воздействуя, с одной стороны, на их сознание и поведение как представители власти, а с другой стороны, сами подвергаются известному воздействию.
В первом случае — элементы деформации отражаются в установке «смешения объектов» деятельности, когда восприятие людей как подозреваемых в совершении преступления еще не имеет достаточных доказательств их вины. Привлекающиеся по делу понятые, потерпевшие, свидетели могут быть предвзято оценены сотрудниками милиции, производящими дознание. Такая психологическая «обвинительная» обстановка возникает вследствие нарушения принципа презумпции невиновности. Сотрудник заранее убежден в виновности человека в силу того, что «случайно попасть в милицию человек не может».
В подобных случаях мы имеем дело с деформацией, вызванной неопытностью сотрудников, формальным выполнением своих обязанностей. Отчасти для этого существуют и объективные причины: психические и физические перегрузки, ненормированность рабочего дня, малый практический стаж работы, неопытность. В этой ситуации излишнее рвение, желание скорейшего раскрытия преступления, потребность быстрого продвижения по службе могут привести к деформированному (искаженному) восприятию объекта профессиональной деятельности, т.е. неразборчивому отношению к людям.
Гораздо опаснее другая форма деформации - воздействие объекта профессиональной деятельности на сотрудников органов внутренних дел. Особо сложно противостоять влиянию со стороны социально-опасных элементов: убийц, воров, хулиганов, клеветников и т.п. Далеко не каждому сотруднику милиции удается выработать психологический иммунитет против таких людей и вести борьбу не с людьми, а с теми негативными качествами, которые обусловили совершение ими преступлений.
Деятельность сотрудников милиции связана с непосредственным наблюдением фактов насильственной смерти, физических страданий и моральных переживаний потерпевших. Продолжительное воздействие этих факторов рано или поздно формирует у сотрудника стереотип хладнокровного, а порой и безразличного отношения к происшедшему. Конечно, излишняя взволнованность и нервозность вредит делу, поэтому здесь имеет место вынужденная морально-психологическая адаптация к обстоятельствам преступления и личности преступника.
Другим элементом деформации являются служебные и внеслужебные отношения сотрудников милиции: между начальником и подчиненным, старшим и младшим по званию, должности, между членами коллектива, имеющими одинаковое служебное положение и т.д.
В зависимости от характера отношений в коллективе во многом формируются профессиональные качества сотрудников. В случае деформации этих отношений имеют место частые конфликты между самими сотрудниками, начальником и подчиненными.
Большое значение имеет личный пример руководителя, его добросовестное и профессиональное понимание служебного долга как условие и гарантия недопущения деформации служебных взаимоотношений, а также отношение коллектива к фактам нарушения законности отдельными сотрудниками. Попустительское отношение к правонарушениям коллег во многом способствует ощущению безнаказанности. Коллектив должен отличаться нетерпимостью ко всем нарушениям закона.
Следующий элемент, подверженный профессиональной нравственной деформации, — моральное сознание сотрудников милиции.
Следует иметь в виду, что нежелательные изменения могут относиться к интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферам сознания личности и проявляться в низкой профессиональной культуре, деформировании чувств, потребностей, мотивов и идеалов.
Проведенные исследования показывают, что интеллектуальная активность может быть признана профессионально-значимым качеством, существует зависимость между успешностью решения профессиональных задач и уровнем интеллекта сотрудника.
Руководителям и другим сотрудникам милиции весьма желателен высокий и высший уровень интеллектуальной активности, т. к. многие нарушения законности объясняются, прежде всего, неумением решить профессиональную задачу в соответствии с буквой и духом правового предписания. Неоднократные замеры уровня правовых знаний свидетельствуют о том, что в среднем у 30-35 процентов сотрудников знания названным требованиям не отвечают полностью или частично. Отсюда необходимость улучшения качества профессионального отбора, обучения и воспитания личного состава.
Было бы неверно сводить деформацию только к ее крайним формам — нарушениям законности или аморальным поступкам. Деформация возникает в сферах — нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, — и проявляется в профессиональных действиях сотрудника милиции.
Начало деформации — в сфере нравственной, когда сотрудник теряет истинное представление о нравственном смысле своей службы, перестает уважать себя за свою работу в милиции, воспринимает службу, прежде всего как средство достижения узкоэгоистических личных (корыстных) целей. Отсюда — карьеризм, стремление к власти, формализм в работе, желание переложить ответственность с себя на других, или наоборот — неуверенность в себе, обособление, стремление подменить реальные профессиональные действия написанием разного рода бумаг, отчетами и пр.
В сфере интеллектуальной происходит постепенная утеря способности самостоятельно мыслить, принимать верные решения в незнакомой, нестандартной (или экстремальной) ситуации, нешаблонно действовать, пропадает желание и способность самостоятельно учиться, повышать свой профессиональный уровень, растет потребность мелочной регламентации своих действий со стороны руководства, падает и пропадает инициатива, элементарная активность. Одновременно наблюдается явное преувеличение своих профессиональных знаний и умений, значения своего профессионального опыта. В настоящее время, когда практика правоохранительной деятельности пополняется все новыми и новыми проблемами, требующими своего безотлагательного решения, многим сотрудникам милиции уже явно не достает старых знаний и опыта; стремление выехать за счет прежнего «багажа» и игнорирования современных реалий приводит к серьезным провалам в милицейской работе.
В сфере эмоциональной происходит «огрубление» чувств, развивается черствость, конфликтность, раздражительность, теряется способность управлять своими чувствами и эмоциями, нарастает внутренняя неуравновешенность, дискомфорт, немотивированная тревожность.
В любом случае одной из главных особенностей профессионально-нравственной деформации является утрата сотрудником милиции способности к адекватной самооценке. Нередко это сопровождается обостренной тягой к внешней атрибутике, и особенно — к авторитету любой ценой, к власти над людьми любыми путями, к стяжанию денег любыми способами.
Выделим отдельные категории сотрудников органов внутренних дел, для которых имеется повышенная (объективная) опасность профессиональной нравственной деформации. К ним следует отнести сотрудников:
по роду своей службы регулярно «взаимодействующих» с представителями криминальной среды, аморальными личностями и испытывающими мощное влияние с их стороны;
работающих преимущественно в одиночку, в отрыве от своих коллег, коллектива (или работающих в составе малой группы);
часто испытывающих большие физические и эмоционально-психологические перегрузки, стрессы и пр.;
только начинающих службу в милиции (в том числе, молодых сотрудников, испытывающих сильное негативное влияние ложного «наставничества», недостойного «кураторства»);
вступающих в новую, более ответственную должность, особенно — руководящую;
имеющих неблагополучные семьи.
Не следует забывать, что любая профессиональная деформация — это, прежде всего деформация нравственная. И если сотрудник милиции нравственно опустошился, то это может привести к злоупотреблению служебным положением, нарушению законности. Получая различного рода информацию, такой сотрудник может использовать ее в личных целях, поэтому нравственная надежность играет важную роль.
Учитывая причины возникновения профессиональной деформации, ее открытую и скрытую формы проявления, следует осуществлять целенаправленное профилактическое воздействие.
К числу направлений такого воздействия относятся:
общие меры — действительная, а не мнимая автономия органов внутренних дел, подчинение их только закону и высокая ответственность перед законом;
непосредственные меры — качественное улучшение профессиональной подготовки, совершенствование организации и управления, создание здорового морально-психологического климата в коллективах.
Разрешению этой проблемы может способствовать совершенствование системы воспитания и обучения юристов, создание реальной перспективы продвижения по службе, формирование и поддержание чувства защищенности, уверенности в полезности и справедливости своего дела.
Руководство органов внутренних дел должно вносить творческий компонент в процесс выполнения служебных обязанностей и его организацию (один раз в 5−7 лет — изменение вида, характера труда: переход на другую работу, например, с практической на научную, изменение предмета деятельности). Отсюда целесообразность перемены вида деятельности, реального продвижения по службе, материального и морального стимулирования на основе дифференцированного подхода.
В юридической науке и практике недостаточно внимания уделяется такому важнейшему фактору, как состояние здоровья и физическая подготовленность сотрудников соответствующих органов. Между тем, этот фактор значительно влияет на производительность, качество и эффективность юридической деятельности. Многие юридические профессии, особенно в правоохранительных органах, связаны с огромными эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.
Человек может вынести любые, самые длительные и тяжелые нравственные испытания, стрессы, эмоционально-психологические перегрузки, если он знает — зачем, и если он имеет какой-либо положительный эмоционально-психологический противовес. Таким противовесом может стать коллектив сотрудников. Если между ними сложились нормальные человеческие и деловые отношения, если в коллективе человек чувствует себя социально и психологически защищенным, если его окружают умные, порядочные и надежные люди, если начальник сумел найти правильный стиль руководства и отношений с подчиненными, если работа в этом коллективе является для человека важным источником самоуважения — то никакие внешние воздействия, как правило, не повлекут за собой профессиональной деформации. Если же в коллективе всего этого нет, то его уже надо называть «группа сослуживцев» и такая группа сама может стать источником развития профессиональной нравственной деформации. Особенно опасна деформация руководителя.
Профилактика профессиональной нравственной деформации представляет собой совокупность профилактических мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений деформации личности.
Работа по профилактике профессиональной нравственной деформации включает в себя меры как воспитательного (организационно-управленческого), так и психологического характера. К основным задачам, решаемым в процессе профилактической работы с сотрудниками милиции, следует отнести:
выработку у сотрудников профессионально-нравственного иммунитета и высокой культуры в работе;
развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех сотрудников;
совершенствование стиля и методов управления;
формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов внутренних дел.
Руководитель должен знать науку управления, постоянно внедрять научную организацию управленческого труда, т.к. эта функция является его главной служебной обязанностью. Современным руководителем может быть только профессионально грамотный, деятельный человек, требовательный к себе и подчиненным, готовый взять на себя ответственность.
Работа руководителя органа, подразделения, учреждения органов внутренних дел по профилактике профессиональной нравственной деформации личного состава предусматривает:
формирование установки на сознательное соблюдение профессионально-этических принципов и норм;
развитие морально-психологической устойчивости и деловой направленности сотрудников;
информирование сотрудников о признаках и последствиях негативных изменений личности в профессиональной деятельности;
выработку у сотрудников профессионального иммунитета к негативным воздействиям преступной среды и криминальной субкультуры;
воспитание высокой профессионально-нравственной культуры;
совершенствование стиля и методов руководства;
создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
организацию активного отдыха с частичным или полным изменением социально-психологического фона общения.
Справедливым будет утверждение, что работа по преодолению профессиональной нравственной деформации — это всегда самовоспитание. Можно внешними средствами, ужесточением контроля, наказаниями заставить сотрудника несколько изменить поведение (и это необходимо делать). Но изменить внутреннюю позицию человека, особенно при таких глубинных искажениях личности, как профессиональная нравственная деформация, может по-настоящему только он сам. И здесь ему нужна помощь. Так, если сотрудник по своим интеллектуальным и профессиональным способностям не соответствует должности, уровню профессиональных задач, есть смысл поискать для него другую должность, другую сферу деятельности. Нередко это дает хороший результат и даже не встречает с его стороны особого сопротивления, т. к. внутреннее самочувствие профессионально деформирующегося человека отнюдь не всегда радужное. Бывают случаи, когда сотрудник находится в коллективе, где все остальные значительно выше его по своему уровню, общечеловеческому и профессиональному, и он просто не может соответствовать этому уровню, при всем своем желании и самом добром отношении к нему коллеги. Иногда стоит изменить характер деятельности сотрудника. Так, монотонная, однообразная работа, постоянно повторяющееся решение одних и тех же задач у некоторых людей могут вызвать развитие деформации. Другие же, по складу своей натуры наоборот тяготеют к размеренной, четко организованной, хорошо известной им работе. Иногда сотрудника стоит перевести на другое место работы только потому, что есть профессионально деформированные работники, оказывающие на него отрицательное влияние. Особенно часто это касается молодых сотрудников. Но во всех случаях в добавление к этому нужна индивидуальная работа, побуждающая человека менять самого себя. Ему надо помочь правильно оценить самого себя, определить — ради чего бороться с профессиональной деформацией. Иногда даже трудно доказать сотруднику, что он профессионально деформирован. И, конечно, необходимы и требования коллектива, и педагогический контроль.
Как уже отмечалось ранее, конфликт в деятельности сотрудника милиции заложен в самой природе этой работы. Она осуществляется в постоянном напряжении, зачастую в экстремальных условиях. Все это требует своеобразной психологической закалки. Многое зависит от того, как сотрудник относится к работе. Потеря интереса к ней может привести, в конечном итоге, к нервозности, усталости, конфликтности в поведении, ошибкам в принятии решений.
Неправильная организация рабочего времени, постоянная перегруженность работой могут даже у сотрудника, любящего свое дело, сформировать усталость, физическое и психическое переутомление. В таком состоянии проявляется апатия, безразличие и даже отвращение к работе.
Таким образом, морально-психологическая подготовка сотрудников также является важнейшей защитной мерой от их профессиональной нравственной деформации, нравственного «разложения», деградации личности.
Совершенствование организации и управления всей структурой милиции является важным направлением в профилактике профессиональной нравственной деформации. Недостатки, упущения, пренебрежение вопросами научной организации и управления могут способствовать развитию профессиональной нравственной деформации, которая проявляется в нечетком распределении функциональных обязанностей подчиненных, неравномерности служебной нагрузки, разобщенности, отсутствии четкой задачи и цели, конкретных путей их достижения.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий