logo
учебник Кикоть ОВД 480 с

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел

Конечная цель любого педагогического исследования — выявление порядка, регулярность в изучаемом процессе, то есть установление закономерности. Закономерность может быть определена как факт наличия постоянной и необходимой взаимосвязи между явлениями. Если она существует всегда при определенных условиях, проявляется постоянно, то здесь очевидна закономерность. Ученые пытаются уточнить пределы этой категории, установить различия между понятиями «закономерность» и «закон», которые в своей сущности совпадают. Когда говорят о закономерностях, то здесь прежде всего подчеркивается факт наличия постоянной и необходимой связи между явлениями, хотя эта сама связь может быть еще до конца не исследованной. Иногда отмечают, что закономерность — это не до конца познанный закон, пределы действия которого и форма еще не установлены. Часто понятие закономерности употребляют для обозначения такой связи между явлениями, особенностью которой является массовость. Им пользуются также для обозначения определенного порядка в явлениях объективной действительности. Именно в таком значении понятие закономерность используется в педагогике.

Закон — строго зафиксированная закономерность. Философы определяют его как внутреннюю постоянную и необходимую связь между явлениями, процессами или системами. Подчеркивается также, что научный закон отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях связи между явлениями действительности.

Закономерности и законы максимально «уплотняют» знания, сокращают объем информации, которым владеет наука. Это сокращение достигается не механическим путем, не сокращением «лишней» информации, а путем ее укрупнения, сведения единичных зависимостей к существенных отношениям. Сводя разнообразие явлений к существенным отношениям, закономерности и законы одновременно как бы упрощают знания, проясняют их, придают им более рациональную форму, удобную для хранения и передачи. Благодаря закономерностям и законам человечество может оперировать несравненно меньшим количеством информации, но информации более высокого качества.

Диалектический путь познания истины состоит в установлении закономерностей и законов. Познать закон — значит понять его действие. Объяснить закон — значит ответить на вопрос: почему он таков, как он есть? Отменить закон нельзя, но его можно использовать в интересах дела.

Научные законы классифицируются по критерию общности в зависимости от того, на какой круг явлений распространяется их действие. Выделяют три группы законов. К первой группе относятся законы, сфера действия которых сравнительно узка, это так называемые специфические законы. Вторую группу составляют общие законы, сфера действия которых достаточно широка и не ограничивается одним или несколькими видами явлений. Третью группу составляют всеобщие законы материального мира, действие которых проявляется во всех областях. Научные законы распределяются и по другим признакам. Так, например, различают законы, отражающие связи между явлениями во времени, в пространстве, законы динамические и статические. Есть законы, выражающие функциональные, вероятностные, статистические связи. Объективность закона не зависит от формы выражения. Если он правильно отражает связь, то не имеет значения, в какой форме она выражается.

Закономерности определяются как научные законы только в том случае, когда:

а) четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь;

б) исследованы вид, форма и характер этой связи;

в) установлены пределы действия (проявления) связи.

Все группы законов и закономерностей проявляются в процессе воспитания. Однако их проявление носит специфичный характер. В частности, сфера действия закономерностей распространяется на всю группу процесса воспитания. Общие закономерности выражают связь между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Закономерности, которые определяют связи в отдельных компонентах системы являются частными. Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса подчинятся закономерностям данного процесса. Кроме того, в нем проявляются и связи, характерные для еще больших систем — развития и формирования. Из этого следует вывод о сложности и многогранности изучаемого процесса. Естественно, проанализированные закономерности не отражают всех связей; они лишь малая часть пронизывающих систему зависимостей.

Эффективность воспитания зависит от сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность сотрудника осуществляется через его отношение ко всему окружающему, в том числе и к педагогическим влияниям. В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды сотрудников, их жизненная позиция, мотивы поведения — весь этот комплекс причин и условий, который и называется отношением к воспитанию. Сформировавшись, оно определяет уровень и эффективность педагогического взаимодействия, оказывает влияние на ход и результаты воспитания. Негативное отношение нужно сначала исправить на положительное, а затем, опираясь на него, уже достигать цели. Сотрудник, принявший с самого начала позицию и требования руководителя, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, установленный порядок поведения кажется ему разумным. Совсем иначе развивается процесс у сотрудника с иной точкой зрения. Вот почему мудрая заповедь практической педагогики: если хотите хорошо воспитывать, добивайтесь расположения воспитанника — не что иное, как интуитивно понятое действие рассматриваемой закономерности.

Формирование и развитие у сотрудников органов внутренних дел высоких профессиональных качеств объективно предполагает соответствие этой задаче содержания и организации воспитательного процесса. Профессиональные качества специалиста не могут быть воспитаны, если процесс воспитания не носит научно-обоснованного характера, профессиональной направленности, если содержательная сторона педагогических воздействий страдает расплывчатостью. Вот почему соответствие целям и задачам воспитания сотрудников является одной из важных закономерностей профессионального воспитания.

Профессиональное воспитание зависит от соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на сотрудников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике. И какое же разочарование постигает сотрудников, когда они убеждаются в несоответствии знаний и жизни, слова и дела. Если воспитание хочет изменять существующую практику в лучшую сторону, то делать это оно должно очень осторожно и постепенно. Погоня за быстрым успехом незамедлительно покажет несоответствие воспитания и жизни.

В то же время содержание и методика воспитания не дадут желаемых результатов без учета индивидуальных особенностей сотрудников и их коллективов. Воспитательные воздействия никогда не проецируются на сознание людей механически. Они преломляются через внутренний мир воспитуемых, их взгляды, отношения, интересы, жизненный опыт. Учет своеобразия внутреннего мира каждого сотрудника как объекта воспитательного воздействия требует организации таких педагогических мер, содержание и методика которых обеспечивает глубокое усвоение научной теории, практические действия, развивающие лучшие черты характера. Поэтому соответствие воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особенностям сотрудников, их внутренним позициям и уровню развития — одна из закономерностей процесса воспитания.

Эффективность воспитания зависит от совокупного действия объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, как известно, относятся: воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др. Объективные факторы выражают через условия воспитания (социальные, экономические, бытовые и др.) В каждом конкретном случае сложное переплетение данных факторов придает воспитанию свой неповторимый характер.

Процесс воспитания осуществляется во всех сферах деятельности сотрудников, поэтому он предполагает применение разнообразных средств и методов воздействия. Данные методы и средства оказываются эффективными только тогда, когда они составляют систему — комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических мер. На этом основании единство, гармоническую взаимосвязь всех средств и методов правомерно считать одной из закономерностей процесса воспитания сотрудников.

Профессиональное воспитание зависит от интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания сотрудник выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни и деятельности сотрудников, их интересов и стремлений. Самовоспитание способствует воспитанию и в то же время становится его результатом. Для успеха самовоспитания важно, чтобы сотрудник научился правильно оценивать себя, мог заменить у себя положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Все это — результат воспитания, которое тем успешней, чем более сотрудник сам стремится совершенствоваться.

Эффективность воспитания непосредственно связана с тем, в какой мере сотрудники вовлечены в активную служебную деятельность, обусловливающую динамичность формирования необходимых личностных и профессиональных качеств. Поэтому одной из закономерностей воспитательного процесса является зависимость его результатов от степени активности сотрудников в различных видах деятельности.

Процесс воспитания осуществляется в тесном единстве с обучением сотрудников. Из общей теории управления известно, что если оба процесса происходят в неразрывном единстве, то снижение или повышение эффективности одного из них немедленно оказывается на втором. Воспитание улучшает обучение, прокладывает путь к более успешному воспитанию. Если эти связи нарушаются, то возникают серьезные затруднения, которые неблагоприятно отражаются и на обучении и на воспитании личности.

Эффективность воспитания зависит от качества воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие воспитателей на сотрудников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью. При всем том, что социальные роли участников воспитательного процесса не равнозначны, сотрудник взаимодействует с руководителем сознательно, что придает воспитательным отношениям субъектно-объектный характер.

Воспитание во многом зависит от интенсивности и качества взаимоотношений (общества) между самими сотрудниками. Взаимовоспитание влияет на развитие личности именно потому, что воспитывают коллеги и друзья. В этом случае цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются часто некритично и сразу.

Практика воспитательной работы подтверждает исключительно важную роль воспитательного влияния на сотрудников личности руководителя. Эта устойчивая, существенная связь, выражающая зависимость результативности воспитания от авторитета, педагогической культуры и мастерства воспитателей, четкой организации профессиональной деятельности, является также одной из закономерностей воспитательного процесса.

Таковы некоторые закономерности процесса профессионального воспитания сотрудников. Все они действуют не разрозненно, а в тесной взаимосвязи: чем в большей мере реализуется какая-либо из них, тем больше возможностей образуется для реализации других. Они проявляются как основные тенденции развития процесса воспитания в целом.