logo
учебник Кикоть ОВД 480 с

§ 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы

Для изучения результатов и эффективности методов, форм и приемов воспитательной работы используются различные способы. Приведем некоторые из них:

1. Наблюдение за поведением участников в процессе подготовки и проведения мероприятия. Отношение сотрудников к подготовке намеченного мероприятия позволяет: во-первых, дать оценку заинтересованности сотрудников в мероприятии, во-вторых, определить степень эффективности предполагаемых формы работы.

2. Наблюдение за поведением участников работы, их отношениями, высказываниями после мероприятия. Если после завершения мероприятия сотрудники продолжают обсуждать затронутую проблему, можно предположить, что в формы воспитательного воздействия была выбрана правильно, а проведенное мероприятие было полезным.

3. Анкетирование участников воспитательной деятельности. (Данный метод нецелесообразно использовать часто). Он уместен, когда руководитель ОВД или иной воспитатель сомневается в эффективности тех или иных используемых им средств, форм или методов воспитательного воздействия. Важным условием, при этом, является тщательное продумывание содержащихся в анкете вопросов.

4. Экспресс оценка. Варианты могут быть разные. Вот один из них. Каждому из участников при входе в аудиторию выдается жетон. Перед началом мероприятия объявляется, что в случае, если проводимое мероприятие понравится — пишем «Да», если не понравится — «Нет». При выходе жетон опускается в урну для голосования.

5. Отдаленная оценка формы работы. Целесообразно применять как рубежный контроль воспитательного воздействия. Суть способа заключается в том, что сотруднику (сотрудникам) предлагается вспомнить проведенное мероприятие, произведшее наибольшее впечатление, или заставившее задуматься (пересмотреть свое отношение и т.д.). Данный способ является важным показателем эффективности любого дела (мероприятия) и служит ориентиром для проведения очередного мероприятия, выступает генератором рождения новой идеи, а в дальнейшем и системы действий по ее реализации. Об эффективности формы работы можно судить также и по тому, как участники включились в анализ, насколько глубоко и сущностно они характеризуют проделанную работу на этапе подготовки и осуществления мероприятия.

Поскольку форма работы является процессом и, следовательно, имеет определенные этапы, связанные между собой, то целесообразен системно-структурный анализ, анализ целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов. Для этого необходимо иметь объективную информацию обо всех этапах проведения формы работы: о планировании, целеполагании и воздействии в процессе подготовки и проведения, подведения итогов работы.

В ряде случаев целесообразно за основу анализа брать задачи, определяя степень их достижения и эффективность используемых педагогических средств с точки зрения поставленных задач.

Анализ может осуществляться на основе того, что удалось увидеть и зафиксировать. Это не всегда объективно отражает суть воспитательного процесса, однако позволяет увидеть взаимосвязи различных этапов и элементов, выявить эффективность примененных или применяемых средств. В данном случае речь идет о том, что субъект воспитательного воздействия может получить более полное представление о проделанной работе, если будет иметь информацию о том, как проходили отдельные этапы работы с сотрудниками. Получить такую информацию можно в ходе бесед как с участниками, так и с организаторами воспитательной деятельности.

Эффективность применения методов, форм и приемов воспитательной работы изучается для того, чтобы воспитатель мог внести коррективы в последующие действия, в организацию очередных мероприятий с учетом поставленных целей и задач, постоянно отслеживать результаты своей работы.

Оценка результативности воспитательной работы осуществляется:

Вопросы для самоконтроля

Задания для самостоятельной работы

Литература по разделу

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

§ 1. Особенности коллектива сотрудников органа, подразделения, учреждения системы МВД России как субъекта и объекта воспитания

Существуют профессии, которые с трудом поддаются формализованному описанию. В особенности это справедливо по отношению к профессиям типа «человек–человек» или, как их еще называют, социономическим профессиям. Они, как правило, характеризуются тесным контактом с различными категориями людей, многофункциональностью обязанностей, разнообразием социальных отношений, отсутствием стереотипов поведения. Этот тип деятельности пронизан человеческими отношениями и они являются стержнем профессии.

Яркими примерами социономических профессий являются профессии и специальности в органах внутренних дел. Вся деятельность органов внутренних дел представляет собой сложное переплетение человеческих взаимосвязей и отношений: оперуполномоченный уголовного розыска и разыскиваемый правонарушитель; следователь и подозреваемый. Своеобразной вершиной социономических профессий является профессия участкового уполномоченного милиции, для которой характерно постоянное общение с населением, проживающим на территории оперативного обслуживания.

Многочисленные должности, специальности, профессии в органах внутренних дел следует отнести к сложным видам профессиональной деятельности, которые характеризуются следующими признаками:

Таким образом, можно заключить, что служебная деятельность в органах внутренних дел — это, прежде всего, совместная работа сотрудников разного профиля и направленности. И только слаженный совместный труд является гарантом достижения успеха в деле охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Уровень эффективности служебной деятельности складывается из многих составляющих. Важными, с точки зрения теории воспитательной работы, являются следующие характеристики:

Заметим, что не во всяком органе внутренних дел персонал представляет собой подлинный коллектив. Руководителям, воспитателям личного состава необходимо твердо знать существующие различия с тем, чтобы по-разному строить работу с подчиненными. Так, здоровому коллективу сотрудников присуще здоровое общественное мнение, здоровые настроения его членов, взаимоотношения строятся на основе взаимного доверия, в таком коллективе сильно развиты взаимопомощь и взаимоподдержка. В случаях, когда персонал находится на среднем или низком уровне педагогической сформированности наблюдается снижение служебной активности сотрудников, на невысоком уровне находятся полезные влияния друг на друга, отмечается низкий профессионализм сотрудников. Очевидно, что организация жизни персонала в таких органах внутренних дел должна осуществляться путем создания в них ценностей и взаимоотношений, отвечающих нормам гуманного, демократического, правового общества, построенного на свободной активности личностей, участвующих в утверждении в жизни и своем окружении нравственных, правовых, гуманных ценностей.

Важно отметить другую часть педагогического потенциала коллектива — это его положительное формирующее влияние уже после его становления как подлинного коллектива, должным образом организованного и живущего слаженной, содержательной жизнью. Такой коллектив называют воспитывающим коллективом, т.к. его влияние охватывает всех его членов.