§ 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
Для изучения результатов и эффективности методов, форм и приемов воспитательной работы используются различные способы. Приведем некоторые из них:
1. Наблюдение за поведением участников в процессе подготовки и проведения мероприятия. Отношение сотрудников к подготовке намеченного мероприятия позволяет: во-первых, дать оценку заинтересованности сотрудников в мероприятии, во-вторых, определить степень эффективности предполагаемых формы работы.
2. Наблюдение за поведением участников работы, их отношениями, высказываниями после мероприятия. Если после завершения мероприятия сотрудники продолжают обсуждать затронутую проблему, можно предположить, что в формы воспитательного воздействия была выбрана правильно, а проведенное мероприятие было полезным.
3. Анкетирование участников воспитательной деятельности. (Данный метод нецелесообразно использовать часто). Он уместен, когда руководитель ОВД или иной воспитатель сомневается в эффективности тех или иных используемых им средств, форм или методов воспитательного воздействия. Важным условием, при этом, является тщательное продумывание содержащихся в анкете вопросов.
4. Экспресс оценка. Варианты могут быть разные. Вот один из них. Каждому из участников при входе в аудиторию выдается жетон. Перед началом мероприятия объявляется, что в случае, если проводимое мероприятие понравится — пишем «Да», если не понравится — «Нет». При выходе жетон опускается в урну для голосования.
5. Отдаленная оценка формы работы. Целесообразно применять как рубежный контроль воспитательного воздействия. Суть способа заключается в том, что сотруднику (сотрудникам) предлагается вспомнить проведенное мероприятие, произведшее наибольшее впечатление, или заставившее задуматься (пересмотреть свое отношение и т.д.). Данный способ является важным показателем эффективности любого дела (мероприятия) и служит ориентиром для проведения очередного мероприятия, выступает генератором рождения новой идеи, а в дальнейшем и системы действий по ее реализации. Об эффективности формы работы можно судить также и по тому, как участники включились в анализ, насколько глубоко и сущностно они характеризуют проделанную работу на этапе подготовки и осуществления мероприятия.
Поскольку форма работы является процессом и, следовательно, имеет определенные этапы, связанные между собой, то целесообразен системно-структурный анализ, анализ целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов. Для этого необходимо иметь объективную информацию обо всех этапах проведения формы работы: о планировании, целеполагании и воздействии в процессе подготовки и проведения, подведения итогов работы.
В ряде случаев целесообразно за основу анализа брать задачи, определяя степень их достижения и эффективность используемых педагогических средств с точки зрения поставленных задач.
Анализ может осуществляться на основе того, что удалось увидеть и зафиксировать. Это не всегда объективно отражает суть воспитательного процесса, однако позволяет увидеть взаимосвязи различных этапов и элементов, выявить эффективность примененных или применяемых средств. В данном случае речь идет о том, что субъект воспитательного воздействия может получить более полное представление о проделанной работе, если будет иметь информацию о том, как проходили отдельные этапы работы с сотрудниками. Получить такую информацию можно в ходе бесед как с участниками, так и с организаторами воспитательной деятельности.
Эффективность применения методов, форм и приемов воспитательной работы изучается для того, чтобы воспитатель мог внести коррективы в последующие действия, в организацию очередных мероприятий с учетом поставленных целей и задач, постоянно отслеживать результаты своей работы.
Оценка результативности воспитательной работы осуществляется:
по результатам оперативно-служебной деятельности;
состоянию дисциплины и законности, оценке жалоб юридических и физических лиц на деятельность органов внутренних дел и сотрудников;
уровню общественного престижа органов внутренних дел;
морально-психологическому состоянию личного состава;
организации состязательности между коллективами органов внутренних дел и отдельными сотрудниками;
эффективности деятельности общественных формирований в коллективах1.
Вопросы для самоконтроля
Дайте определение технологии воспитания.
Назовите основные признаки технологии воспитания.
Какова сущность и содержание воспитывающего обучения?
Раскройте технологические приемы, применяемые в ходе основных видов учебных занятий и практической деятельности сотрудников органов внутренних дел для решения воспитательных задач.
Раскройте сущность понятия «форма воспитательной работы».
Назовите способы, которые применяются для изучения результатов и эффективности методов, форм и приемов воспитательной работы.
Задания для самостоятельной работы
Изучите соответствующие разделы рекомендованной литературы и сформулируйте обобщающее определение термина «технология воспитания».
Предложите свой вариант технологии воспитания сотрудников органов внутренних дел на основе рассмотренного в главе алгоритма.
Проведите исследование воспитательной работы в вашем органе внутренних дел, дайте характеристику используемых членами педагогического коллектива технологий воспитания.
Исследуйте функциональный подход к определению понятия «форма воспитательной работы».
Назовите формы воспитательной работы, получившие наибольшее распространение в органах внутренних дел. Попробуйте дать свою оценку — почему?
Литература по разделу
Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. — М., 1993.
Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс. — М., 1995.
Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. В. Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2008.
Педагогика / Под ред. С. А. Смирнова. — М., 1999. (Р — 4, Г — 1, В — 1.1, 1.2)
Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997.
Приказ МВД России от 28 октября 2006 г. № 860 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации».
Приказ МВД России от 1.02.2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».
Распоряжение МВД России от 18.12.2007 г. № 1/9976с «О повышении ответственности руководителей органов, подразделений системы МВД России за состояние служебной деятельности и законности среди личного состава».
Селевко Г. К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы. — Ярославль, 1997.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002.
Титова Е. В. Если знать как действовать. — М., 1993.
Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология. — М.: Финансы и статистика, 1992.
Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. — M., 1994.
Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998.
Юридическая педагогика / Под ред. В. Я. Кикотя и А. М. Столяренко. — М., 2004.
Юридическая прикладная педагогика / Под ред. В. Я. Кикотя и А. М. Столяренко. — М., 2008.
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
§ 1. Особенности коллектива сотрудников органа, подразделения, учреждения системы МВД России как субъекта и объекта воспитания
Существуют профессии, которые с трудом поддаются формализованному описанию. В особенности это справедливо по отношению к профессиям типа «человек–человек» или, как их еще называют, социономическим профессиям. Они, как правило, характеризуются тесным контактом с различными категориями людей, многофункциональностью обязанностей, разнообразием социальных отношений, отсутствием стереотипов поведения. Этот тип деятельности пронизан человеческими отношениями и они являются стержнем профессии.
Яркими примерами социономических профессий являются профессии и специальности в органах внутренних дел. Вся деятельность органов внутренних дел представляет собой сложное переплетение человеческих взаимосвязей и отношений: оперуполномоченный уголовного розыска и разыскиваемый правонарушитель; следователь и подозреваемый. Своеобразной вершиной социономических профессий является профессия участкового уполномоченного милиции, для которой характерно постоянное общение с населением, проживающим на территории оперативного обслуживания.
Многочисленные должности, специальности, профессии в органах внутренних дел следует отнести к сложным видам профессиональной деятельности, которые характеризуются следующими признаками:
многообразием и сложностью профессиональных задач;
наличием служебных (включая боевые) ситуаций, при которых выполнение профессиональных задач связано с риском и опасностью для жизни;
высоким уровнем психологической напряженности труда;
жесткими временными ограничениями для достижения требуемого профессионального уровня;
повышенной вероятностью причинения сотрудником органов внутренних дел вреда другим людям.
Таким образом, можно заключить, что служебная деятельность в органах внутренних дел — это, прежде всего, совместная работа сотрудников разного профиля и направленности. И только слаженный совместный труд является гарантом достижения успеха в деле охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Уровень эффективности служебной деятельности складывается из многих составляющих. Важными, с точки зрения теории воспитательной работы, являются следующие характеристики:
что представляет из себя группа сотрудников (является ли она коллективом1 единомышленников, или полна противоречий);
насколько она сплочена и организована;
какие интересы, стремления, мнения, настроения в ней господствуют;
каких норм поведения придерживается большинство сотрудников.
Заметим, что не во всяком органе внутренних дел персонал представляет собой подлинный коллектив. Руководителям, воспитателям личного состава необходимо твердо знать существующие различия с тем, чтобы по-разному строить работу с подчиненными. Так, здоровому коллективу сотрудников присуще здоровое общественное мнение, здоровые настроения его членов, взаимоотношения строятся на основе взаимного доверия, в таком коллективе сильно развиты взаимопомощь и взаимоподдержка. В случаях, когда персонал находится на среднем или низком уровне педагогической сформированности наблюдается снижение служебной активности сотрудников, на невысоком уровне находятся полезные влияния друг на друга, отмечается низкий профессионализм сотрудников. Очевидно, что организация жизни персонала в таких органах внутренних дел должна осуществляться путем создания в них ценностей и взаимоотношений, отвечающих нормам гуманного, демократического, правового общества, построенного на свободной активности личностей, участвующих в утверждении в жизни и своем окружении нравственных, правовых, гуманных ценностей.
Важно отметить другую часть педагогического потенциала коллектива — это его положительное формирующее влияние уже после его становления как подлинного коллектива, должным образом организованного и живущего слаженной, содержательной жизнью. Такой коллектив называют воспитывающим коллективом, т.к. его влияние охватывает всех его членов.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий