logo
учебник Кикоть ОВД 480 с

Введение

История свидетельствует: воспитание ставится в число приоритетов в переломные моменты жизни государства, общества и людей. И именно в такие периоды осуществление воспитания сопряжено с немалыми трудностями. Тем не менее, любые реформы и решения обречены на провал, если они не подкрепляются усиленным вниманием к воспитанию, тесно увязанному с реалиями происходящих перемен. Общечеловеческие истины воспитания, складывавшиеся веками, не устаревают, но на каждом новом историческом отрезке времени нуждаются в новом понимании, требуют новых технологических разработок. При этом проблемы усложняются, если в предшествующий период работа по воспитанию была ослаблена в социальных системах. Именно такое положение имеет место в современных условиях деятельности органов внутренних дел.

Не случайно Министр внутренних дел Российской Федерации относит воспитательную работу к одному из важнейших направлений кадрового обеспечения оперативно-служебной деятельности1. К недостаткам проведения этой работы он относит: недооценку места и роли воспитательной работы в системе обеспечения оперативно-служебной деятельности; декларативный и оторванный от жизни характер проведения; недостаточную ее эффективность, не выдерживающую испытаний реальной практикой, неспособность оказать должное воздействие на результаты оперативно-служебной деятельности, служебную дисциплину и законность; устаревшие подходы, организацию, принципы, формы и методы, не учитывающие реалии сегодняшнего времени; отсутствие ведомственной системы информационно-пропагандистского воздействия на личный состав; неконструктивное противопоставление материальных и нравственных начал в мотивации сотрудников; преобладание репрессивной практики в отношении оступившихся сотрудников, в то время как негативные проявления могли быть профилактированы при упреждающем систематическим воспитании личного состава; слабая связь с институтами гражданского общества; значительный отток кадров и размывание профессионального ядра органов внутренних дел (особенно уголовного розыска и службы участковых инспекторов); недостаточный уровень педагогической культуры части руководителей, занятых вопросами воспитания подчиненных и др.

Недостатки в организации воспитательной работы с личным составом рассматриваются руководством МВД как причины многих проблем в оперативно-служебной деятельности: участившихся случаев невнимательного реагирования сотрудников на сообщения и заявления граждан о совершении преступлений, укрытие их от учета, необоснованных прекращений или отказов в возбуждении уголовных дел, подтасовки отчетных данных о раскрытии преступлений, противоправных действий, снижения уровня доверия населения к государственным органам власти и др. Ошибочным признано сокращение численности воспитательных аппаратов, свертывание подготовки и переподготовки специалистов-воспитателей для органов внутренних дел.

Перед руководителями органов, подразделений, учреждений системы МВД России поставлена задача модернизации системы воспитательной работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел, для чего в ее характер, содержание и организацию вносятся существенные изменения.

Воспитательная работа в современных условиях направлена на:

Среди важнейших задач реформирования системы воспитательной работы с личным составом:

Работа по этим направлениям уже проводится, но еще больше предстоит сделать. К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а также делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек знаком с ним теоретически или практически»1. Здесь очень важно осознать проблемы и сложности воспитательного процесса, необходимость высокой педагогической компетентности для успешного решения задач воспитания сотрудников органов внутренних дел.

«Путь к уважению профессии сотрудника… и поддержке государства может оказаться безнадежно долгим, если в сознании каждого из нас не будет понимания сложности современного периода развития общества, выработки собственной безупречной линии поведения на службе и в быту, осознания своего личного значения в деле служения гражданину, обществу и государству», — отметил Министр внутренних дел Российской Федерации2.

В этой связи важно отметить, что такие отрасли науки, как юридическая педагогика, юридическая психология, теория управления, управление персоналом обладают теоретическими и прикладными разработками, способными содействовать реализации задач повышения качества и эффективности воспитательной работы. Модернизация всей системы воспитательной работы требует новых теоретических и прикладных педагогических разработок для решения острейших, современных проблем.

Одним из элементов методического обеспечения преподавания проблем воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России стал настоящий учебник. В нем раскрываются основные подходы к организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях. В учебнике представлены структура, содержание и основные вопросы методики проведения мероприятий воспитательной работы с личным составом на базе передовых научных достижений в области педагогики, психологии, социальной работы и других отраслей гуманитарного знания. Учебник основывается на нормативных правовых актах Министерства внутренних дел Российской Федерации, регулирующих комплексное реформирование работы с личным составом органов, подразделений и учреждений системы МВД России на современном этапе.

Учебник предназначен для использования в учебном процессе образовательных учреждений МВД России при изучении учебной дисциплины «Основы воспитательной работы в органах внутренних дел», а также в системе переподготовки и повышения квалификации руководителей органов внутренних дел, их заместителей по работе с личным составом, руководителей и сотрудников подразделений по организации воспитательной работы.

Издание осуществлено под общей редакцией начальника Департамента кадрового обеспечения МВД России доктора юридических наук, доктора педагогических наук, профессора генерал-лейтенанта милиции В. Я. Кикотя, под руководством заместителя начальника ДКО МВД России — начальника управления организации работы с личным составом кандидата педагогических наук генерал-майора милиции В. Л. Кубышко.

Учебник разработан ведущими учеными и практиками Департамента кадрового обеспечения, Академии управления и Московского университета МВД России.

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

§ 1. Воспитание как категория педагогики

В настоящее время принципиальным вопросом совершенствования воспитания является вопрос о его приоритетности, роли и месте в числе других факторов общественной жизни, формирования и развития личности. Сегодня, как никогда, становится ясным, что без обеспечения ведущей роли воспитания людей надеяться на духовное оздоровление общества не приходится. Произошел серьезный разрыв между уровнем образованности, обученности и уровнем воспитанности. Как показывает опыт, именно невоспитанность, отсутствие должной политической, нравственной, педагогической и иной культуры не позволяет продуктивно обсуждать и решать насущные вопросы жизни общества. Ослабление духовности нередко лишает человека глубокого смысла жизни и удовлетворенности жизнью, стремления к ее активному преобразованию.

Как приоритетную сферу общественной жизни, воспитание сегодня нельзя уже понимать узко как деятельность только специалистов воспитательных институтов, учреждений и должностных лиц. Оно становится делом общегосударственным и тесно связанным с другими сферами общественной жизни.

Воспитание — сложный процесс, в котором воспитателям приходится решать бесчисленное множество различных педагогических задач. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать научно-обоснованные решения, воспитательная работа требует от всех, кто занимается ею, обширных психолого-педагогических знаний, большого такта, широкой эрудиции, высокого уровня методической подготовки и педагогической деятельности. Все это обеспечит эффективность и качество воспитательной работы.

Воспитание является одной из основных категорий педагогики. Человек воспитывается с рождения и практически до самой смерти. Сила воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса.

Сегодня в педагогической науке трудно найти понятие, которое допускало бы столь различные определения. В буквальном смысле «воспитание» — это вскармливание, питание ребенка. Полагают, что термин «воспитание» был введен в науку И. И. Бецким (середина XVIII в.), который считал, что путем воспитания можно создать «новую породу людей». Задача воспитания, по его мнению, — «вкоренять добродетель, благочестие, склонность к опрятности, не терпеть праздности»1.

Несмотря на то, что в ряде языков нет точного аналога слову «воспитание», в российской педагогической терминологии это слово сегодня является устоявшимся термином. Проблема определения сути воспитания является одной из самых древних. В педагогической литературе в силу ряда объективных причин это понятие постоянно уточняется.

В различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом оно заботилось чаще о своей стабильности, чем о развитии отдельной личности.

В целом воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества2.

Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления является для исследователя наиболее значимым.

В классической педагогике понятие воспитание употребляется в широком и узком смысле, а также в педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы. Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, оно будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание — это общая и вечная категория.

Воспитание воздействует на развитие общества. В свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания. Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер. Смена типа общественно-экономической формации влечет за собой смену типа воспитания, с изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели и задачи воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания, степень его влияния на сознание и поведение людей.

Понятие «воспитание» в широком социальном смысле мало проясняет его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием — передачей накопленного опыта занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие воспитание нуждается в конкретизации. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений и нравственных ценностей.

При таком понимании воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более других ответственен за судьбу воспитания; правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что при наличии многих воспитательных сил успеха в воспитании можно достичь только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При нескоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, способным деформировать общую цель воспитания. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными педагогами.

В педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.