2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
Обеспечение личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел — это в первую очередь реализация по отношению к ним положений Всеобщей декларации прав человека, в частности ст. 3 Декларации о праве на жизнь. Обеспечение безопасности персонала выступает ключевой задачей в обеспечении безопасности системы МВД в целом. Именно от сотрудников зависит решение всего комплекса внутрисистемных проблем по обеспечению безопасности, и в то же время именно система МВД призвана создавать условия и предпосылки для обеспечения личной безопасности своих сотрудников.
Личная профессиональная безопасность сотрудников органов внутренних дел — это такое качественное состояние их профессиональной деятельности, при котором уровень профессионального риска не представляет реальной угрозы для жизни, здоровья и психологической стабильности личности сотрудника, позволяет результативно исполнять профессиональные обязанности.
Личная профессиональная безопасность сотрудников определяется тремя основными факторами:
уровнем профессионального риска;
степенью профессиональной защищенности;
способностью сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности и безопасности коллег, т.е. сознательному снижению уровня профессионального риска.
Эти факторы находятся в сложной диалектической взаимосвязи. Так, объективно уровень профессионального риска может быть достаточно высок, но при высокой степени профессиональной защищенности персонала, при развитой способности сотрудников обеспечивать личную безопасность и безопасность коллег можно добиться серьезных успехов в обеспечении личной профессиональной безопасности персонала, минимизировать профессиональный риск. Но даже сравнительно низкий уровень профессионального риска может привести к тяжелым, а порой и трагическим последствиям при низкой профессиональной защищенности персонала и отсутствии у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности. Характерный пример — ранение во время учебных стрельб в следствие изношенности или низкого качества оружия и отсутствия у сотрудников элементарных знаний и навыков по обеспечению личной безопасности и безопасности коллег при обращении с оружием.
Профессиональный риск как тип реализации опасностей определенного вида, связанных с профессиональной деятельностью, является объективной составляющей в работе многих категорий сотрудников органов внутренних дел.
Широк диапазон профессионально-функционального риска воздействий со стороны криминальных элементов, направленных на нейтрализацию профессиональной деятельности сотрудника, побуждение его к совершению профессиональных ошибок, должностных нарушений или даже преступлений. Это может быть подкуп, шантаж, провокации, обман, психологическое манипулирование.
Реальным является профессионально-психологический риск — вероятность психологической дестабилизации личности под влиянием экстремальных условий деятельности, стрессов, психологических перегрузок, а также в следствие целенаправленных действий криминальных элементов.
Наконец, очевидной является вероятность физического риска для жизни и здоровья сотрудника, как в следствие действий криминальных элементов, так и в результате некоторых специфических условий работы (ненормированный рабочий день, затруднения с регулярным питанием, недостаток необходимого отдыха), что может привести к развитию целого комплекса серьезных заболеваний. Фактором риска для жизни и здоровья может выступать также непосредственная работа сотрудника с лицами, больными туберкулезом или иными тяжелыми инфекционными заболеваниями.
Значительную роль в снижении уровня профессионального риска и повышении, соответственно, уровня личной профессиональной безопасности сотрудника играет степень его профессиональной защищенности. Сюда входит:
правовая защищенность — соответствие правовой и нормативной базы деятельности ОВД объективным условиям и задачам этой деятельности. Она определяет уровень правового обеспечения профессиональной деятельности сотрудника и возможности его правовой защиты при решении им профессиональных задач или личных проблем, связанных с профессиональной деятельностью. Особую роль играет правовая защищенность сотрудника при его действиях по защите своей жизни, здоровья, чести, достоинства в процессе профессиональной деятельности;
материально-техническая защищенность — соответствие материально-технического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников ее условиям и задачам;
социальная защищенность — соответствие социального статуса системы МВД в государстве и социального статуса ее сотрудников значимости тех государственных задач, которые они выполняют;
социально-психологическая защищенность — соответствие общественного мнения о деятельности системы МВД объективным оценкам этой деятельности и соответствие образа сотрудника органов внутренних дел реальным профессиональным и личностным типам сотрудников. Особым аспектом «внутрисистемной» социально-психологической защищенности сотрудников является положительный эмоционально-психологический климат в коллективах и верный стиль руководства коллективами;
кадровая защищенность — соответствие уровня профессиональной надежности персонала (нравственных, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств и профессиональной компетентности) требованиям, предъявляемым к личности сотрудника системой МВД, ее задачами и реальными условиями деятельности;
информационная защищенность — соответствие возможностей получения профессиональной информации реальной необходимости иметь такую информацию для решения профессиональных задач и обеспечения личной безопасности;
специальная защищенность — эффективность мер специального, в том числе и оперативного характера, по защите системы в целом, ее отдельных органов, учреждений и организаций и их персонала от деструктивных или преступных воздействий криминальных элементов;
психологическая защищенность — соответствие специальных мер, направленных на профилактику и преодоление психологической деформации личности сотрудника под влиянием стрессов и эмоционально-психологических перегрузок, степени реального воздействия на него психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью;
физическая защищенность — соответствие имеющегося комплекса правовых, материально-технических, управленческих, медицинских и иных мер, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья сотрудников при решении (или в связи с решением) ими профессиональных задач, реальным возможностям снизить физический риск до объективного предела.
Профессиональная защищенность, естественно, способствует не только обеспечению личной профессиональной безопасности сотрудников. Она является необходимым условием при решении целого комплекса проблем работы с персоналом органов внутренних дел, например — качественного отбора и закрепления кадров, их профессионального роста и т. д. Однако каждая сфера профессиональной защищенности сотрудников имеет прямое отношение к обеспечению их личной профессиональной безопасности, создает необходимые предпосылки для ее обеспечения. Например, психологическая стабильность личности во многом зависит от ее реального социального и социально-психологического статуса, правовой защищенности. В то же время — именно психологическая стабильность личности сотрудника является важнейшим условием обеспечения его физической безопасности
Таким образом, профессиональная защищенность — это прежде всего защищенность сотрудника от необходимости решать целый комплекс проблем, влияющих на его профессиональную жизнедеятельность и в частности — на степень его профессиональной безопасности, разрешение которых находится за пределами его реальных возможностей.
Однако даже самый высокий уровень профессиональной защищенности автоматически еще не обеспечит личной профессиональной безопасности персонала без постоянной, осознанной и грамотной работы в этом направлении самих сотрудников. Поэтому самостоятельным элементом в деятельности по обеспечению их безопасности выступает формирование способности к обеспечению личной профессиональной безопасности.
Необходимо выделить корпоративную способность к обеспечению личной профессиональной безопасности персонала и персональную способность самого сотрудника к обеспечению своей личной профессиональной безопасности и безопасности своих коллег.
Корпоративная способность выражается в способности к целенаправленному объединению усилий персонала для обеспечения личной профессиональной безопасности всех сотрудников в целом и каждого в отдельности. Результатом этого объединения усилий выступает специальная система действий по обеспечению личной безопасности сотрудников. По сути это следующий шаг по усилению профессиональной защищенности персонала, но уже силами самого персонала и в контексте обеспечения его безопасности.
Создание такой системы — это в первую очередь управленческая задача и, соответственно первым среди составляющих ее взаимосвязанных компонентов выступает управленческий компонент.
Управленческий компонент предусматривает выделение руководством вопросов обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел в самостоятельное направление «профессионального менеджмента» и рассмотрение вопросов личной профессиональной безопасности при разработке, принятии и реализации всего основного комплекса управленческих решений.
Правовой компонент системы действий по обеспечению личной безопасности персонала предусматривает: неукоснительную реализацию законов и ведомственных нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности персонала; принятие при необходимости новых нормативных актов, направленных на обеспечение его безопасности; инициативные предложения по изменению законодательства, направленные на повышение уровня профессиональной безопасности персонала.
Материально-технический компонент системы определяет уровень материально-технического обеспечения безопасности профессиональной деятельности (система связи, сигнализация, оружие, экипировка, спецсредства и т. д.).
Социально-психологический компонент предусматривает целенаправленные действия по формированию у населения (в том числе — с помощью средств массовой информации) объективного мнения о деятельности системы МВД и ее сотрудников, а также нейтрализацию социально-психологическими средствами негативных воздействий извне, подрывающих авторитет системы и ее персонала. От этого зависит не только психологическая стабильность личности сотрудника, но в ряде случаев уровень агрессивности отдельных граждан или групп граждан по отношению к сотрудникам органов внутренних дел. Особым «внутренним» социально-психологическим аспектом является формирование здорового корпоративного чувства взаимной ответственности, взаимостраховки и, естественно, благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, определяющего высокую степень психологической защищенности сотрудников.
Кадровый компонент системы предусматривает повышение уровня профессиональной и человеческой надежности персонала, где особую роль играет работа по профилактике и преодолению профессиональной деформации. Профессиональная деформированность сотрудника не только делает его самого более виктимным, но и превращает его порой в источник повышенной опасности для других сотрудников.
Информационный компонент системы предусматривает возможность получения сотрудником информации, необходимой для обеспечения его личной безопасности и безопасности коллег. Важнейшим является также профилактика и пресечение утечки информации о профессиональной деятельности или личной жизни сотрудника, о его близких, которая может быть использована криминальными или асоциальными элементами против него или его семьи.
Специальный компонент в системе обеспечения личной безопасности персонала предусматривает комплекс специальных мер (в том числе оперативного характера), направленных на защиту жизни, здоровья, чести, достоинства, имущества сотрудников и их близких. Несомненно, среди этих мер особое место принадлежит выявлению коррумпированных сотрудников, сотрудников, изменивших профессиональному долгу, так как они реально или потенциально представляют источник повышенной опасности для персонала, да и для деятельности организации в целом. В то же время ключевой линией работы все же должна выступать не защита организации от отдельных подобных представителей ее персонала, а защита всего персонала организации. Тем более что в ситуации шантажа или провокации может оказаться и самый лучший сотрудник, а разрешить эту ситуацию без профессиональной помощи коллег нередко бывает затруднительно.
Психологический компонент системы — это специальный комплекс мер, направленных на профилактику и предотвращение психологической дестабилизации и деформации личности сотрудника под влиянием стрессов, эмоционально-психологических перегрузок и иных факторов психологического характера, связанных с профессиональной деятельностью. Здесь, несомненно, значительная роль принадлежит психологической службе, однако большое значение имеет и соответствующая деятельность подразделений по работе с личным составом, и действия руководителей.
Особое место в обеспечении личной профессиональной безопасности персонала занимает педагогический компонент. Уровень личной безопасности сотрудника в значительной мере зависит от степени его общей профессиональной подготовленности, профессионального опыта и кроме того, как говорилось ранее, — от сформированности у него способности к обеспечению личной профессиональной безопасности. Однако, эффективность формирования и реализации этой способности находится в прямой зависимости от адекватного понимания сотрудником степени и характера профессионального риска и реального уровня его профессиональной защищенности.
- Авторский коллектив:
- Оглавление
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма 122
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел 128
- Введение
- § 2. Общие признаки воспитания
- Факторы, влияющие на процесс воспитания
- § 3. Воспитание как компонент социализации личности
- 1.1. Научно обоснованный подход к воспитанию, как веление времени
- 1.2. К истории возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел
- 1.3. Общая характеристика педагогики воспитания личного состава и ее инновационный потенциал
- § 2. Позитивный отечественный и зарубежный опыт воспитания сотрудников милиции (полиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы
- 2.2. Особенности реализации позитивного отечественного опыта в воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел
- 2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта в воспитательной работе с личным составом
- § 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы с личным составом
- § 3. Содержание воспитательной работы с личным составом
- Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы § 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 2. Планирование воспитательной работы и ее организация
- 1. Для руководителей горрайлинорганов внутренних дел, начальников, имеющих в своем подчинении структурные подразделения:
- 2. Для иных субъектов индивидуальной воспитательной работы (наставники, общественные объединения и организации):
- § 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел
- 3.1. Методы исследования в практической психологии
- 3.2. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива § 1. Закономерности процесса воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Принципы воспитания и особенности их реализации в работе с личным составом
- § 2. Патриотическое воспитание личного состава
- Глава 2. Правовое воспитание личного состава § 1. Формирование профессионального правосознания
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в профессиональной деятельности сотрудников
- 2.1. Социально-педагогические аспекты проблемы соблюдения прав человека в деятельности системы мвд России
- 2.2. Актуальные педагогические вопросы соблюдения прав человека в деятельности сотрудников органов внутренних дел
- 2.3. Педагогические аспекты взаимодействия граждан с правоохранительными органами в контексте соблюдения прав человека
- 2.4. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел
- § 3. Профилактика и преодоление проявлений правового нигилизма
- 3.1. Предпосылки возникновения и особенности проявлений правового нигилизма у сотрудников
- 3.2. Пути профилактики и преодоления правового нигилизма
- § 4. Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел
- 4.1. Современные формы и методы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.2. Основные принципы предупреждения и профилактики происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.3. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- 4.4. Ранние профилактические мероприятия, осуществляемые при приеме кандидатов на службу
- 4.5. Базовые профессионально-этические требования основ организации воспитательно-профилактического воздействия на личный состав
- 4.6. Общепрофилактические мероприятия по предупреждению происшествий, нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками органов внутренних дел
- 4.7. Организация воспитательно-профилактического воздействия на личный состав органов внутренних дел
- Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников § 1. Сущность, особенности и задачи нравственного воспитания
- § 2. Система нравственного воспитания личного состава в органах внутренних дел
- § 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и её профилактика
- § 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников
- 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел
- 4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел
- 4.3. Формирование профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел на основе современных стилей и методов руководства коллективом
- § 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел с использованием данных психологической науки
- § 3. Пути и условия формирования речевой культуры сотрудников органов внутренних дел
- 3.1. Культура речи сотрудника
- 3.2. Совершенствование культуры речи
- Применение методов совершенствования культуры речи
- 3.3. Основные риторические правила
- Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел § 1. Эстетическая культура сотрудников и пути её формирования
- § 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
- Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни § 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
- § 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни у сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Культура межнационального общения как социальная и нравственная ценность
- § 3. Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел
- 3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений
- 3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения
- 3.3. Формирование опыта межнационального общения
- 1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
- 1.2. Основные направления и способы организации и осуществления работы с личным составом в экстремальных условиях
- 1.3. Особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях
- § 2. Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 2.1. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности в системе факторов, обеспечивающих безопасность сотрудников
- 2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования
- Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел Глава 1. Технологии воспитательного процесса § 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
- Способ конструирования технологий воспитания
- Алгоритм воспитательного воздействия
- § 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
- Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
- Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел § 1. Понятие о методах воспитания и их классификация
- § 2. Правила и порядок выбора методов воспитания
- § 3. Характеристика основных методов воспитания и условия их эффективного применения в работе с личным составом
- Глава 3. Формы воспитания личного состава § 1. Понятие «форма воспитательной работы»
- § 2. Классификация форм воспитательной работы
- § 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы
- § 2. Условия, пути и методы формирования благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах
- § 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
- Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
- § 4. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел § 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел
- Системно-функциональная модель самовоспитания личности
- § 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя
- § 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию
- Глоссарий