logo
учебник Кикоть ОВД 480 с

§ 2. Классификация форм воспитательной работы

Существует множество форм воспитательной работы. Перечислить все формы воспитательной работы просто невозможно, да и нет такой необходимости. Их можно классифицировать по признакам целевой направленности, позиции участников воспитательного процесса, признакам объективных воспитательных возможностей, продолжительности и т. д. Таким образом, формы воспитательной работы весьма разнообразны и их выбор зависит в первую очередь от конкретной цели, которую преследует субъект воспитания, индивидуально-психологических особенностей воспитуемого, оперативно-служебной обстановки, времени и места проведения.

Выбор той или иной формы воспитательной работы — дело творчества, опыта субъекта воспитания, умения принимать оптимальное решение в зависимости от обстановки.

В целях выработки общей оценки коллективом какого-либо события, формирования коллективного мнения о способах решения служебных задач проводятся собрания личного состава.

В других случаях проводятся митинги (экстренные, торжественные, траурные), которые при отсутствии управления процессами в коллективе могут возникать и стихийно. А это уже тревожный звонок руководителю.

Различные воспитательные задачи решаются на совещаниях с руководителями, активом, наставниками, отдельными категориями сотрудников.

Важное место в работе с личным составом отводится единым дням государственно-правового информирования1, сохраняют свое значение доклады, лекции и беседы по различным вопросам жизни страны, правоохранительных органов, а в экстремальных условиях — краткая беседа — зачастую единственно возможная эффективная форма работы.

Совершенно напрасно обычно недооцениваются такие формы, как вечера вопросов и ответов, особенно с молодыми сотрудниками, а для передачи им богатого опыта — вечера встреч с заслуженными ветеранами, мастерами службы, вечера обмена опытом.

Арсенал форм воспитательной работы с личным составом широк и разнообразен. Но форма и формализм — слова от одного корня. Задача руководителей органов внутренних дел и воспитателей, используя все формы, заботиться в первую очередь о содержании и эффективности воспитательной работы, работы на конкретный результат.