logo
учебник Кикоть ОВД 480 с

2.1. Понятие позитивного отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с личным составом, опыт обучения полицейской этике в странах Европы

Опыт воспитательной работы — необходимая составная часть профессионализма воспитателя, опыт педагогического анализа, оценки и управления воспитательной работой (как и непосредственного участия в ней) — необходимая составная часть управленческой компетентности руководителя. В этом качестве может выступать как позитивный, так и негативный опыт. Анализ ошибок и неудач, как собственных, так и своих коллег, может дать не меньше, чем анализ успехов и достижений. Более того, в условиях изменяющейся социально-экономической обстановки, динамичной практики правоохранительной деятельности, усложнения целей, задач, содержания и форм воспитательной работы (о чем говорится в приказе МВД России № 120-2007 г.), анализ прошлого негативного опыта является условием профилактики ошибок и неудач в будущем. Но, естественно, куда более значимую роль играет анализ и использование позитивного опыта воспитательной работы.

Однако, прежде чем говорить об условиях и путях использования позитивного опыта, следует уточнить — что такое позитивный опыт воспитательной работы с личным составом, тем более, что здесь накопилось уже не только немало интересных и результативных подходов, но и отживших стереотипов.

Порой «позитивность» опыта воспитательной работы рассматривают исключительно по росту позитивных показателей (сокращение текучести кадров, нарушений дисциплины и т. д.). Но имеются, как минимум, три момента, которые могут искажать критерий «позитивности». В ряде случаев рост позитивных показателей является изменением самой системы показателей, а не действительной картины воспитательной работы. Примеры тому в практике современной воспитательной работы имеются. Как правило, более высокие результаты в воспитательной работе того или иного подразделения являются следствием «наведения элементарного порядка» с использованием хорошо известных мер и средств (управленческих, дисциплинарных, кадровых, воспитательных), для изжития имеющихся недостатков. Это, несомненно, позитивный результат, но вряд ли его можно считать позитивным опытом. И, наконец, в ряде случаев критерий «эффективность» подменяется критерием «эффектность». Продолжая по содержанию ту же воспитательную практику, проводится ряд «престижных» мероприятий, чаще всего — массовых, имеющих внешний эффект (в том числе — на уровне отчетов о воспитательной работе), но не оказывающих серьезного воспитательного воздействия.

Более точным было бы в основу определения позитивного опыта заложить два взаимосвязанных критерия: эффективность и инновационность (естественно, при соблюдении законности, прав человека, норм профессиональной этики). Таким образом, позитивный опыт можно определить как:

а) постановка и решение новых воспитательных задач инновационным путем, что приводит к повышению эффективности воспитательной работы с личным составом;

или

б) разработка инновационных путей более эффективного решения имеющихся воспитательных задач в работе с личным составом.

Данное определение можно отнести как к отечественному, так и к зарубежному опыту воспитательной работы с милицией (полицией). Далее, однако, необходимо подчеркнуть некоторую специфику подходов как к отечественному, так и к зарубежному опыту.

По отношению к отечественному опыту позитивным может считаться не только инновационный, но и исторический опыт, дающий свой воспитательный эффект в новых условиях. Так, результативным оказалось обращение вновь к опыту наставничества, утерянному в 90-е годы прошлого века. В ряде случаев позитивным может считаться опыт максимально эффективного использования имеющихся средств и методов воспитательной работы с личным составом. Так, в ряде регионов уже имеется такой опыт исполнения приказа МВД России от 3 ноября 2006 г. № 875 «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с ветеранскими организациями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России».

Очень специфичен подход к «позитивности» зарубежного опыта. Здесь также в основе — критерии эффективности и инновационности реализации этого опыта в воспитательной работе с личным составом. Не всякий опыт эффективной воспитательной работы с кадрами правоохранительных органов за рубежом может быть столь же эффективен в нашей стране и в наших условиях. Более того, наш подход к зарубежному опыту предусматривает решение несколько иных задач, поскольку ни один зарубежный опыт воспитательной работы с персоналом правоохранительных органов невозможно перенести в систему МВД России «один к одному», о чем подробнее будет рассмотрено ниже.

В качестве позитивного зарубежного опыта, заслуживающего специального анализа и рассмотрения возможностей его реализации в работе с личным составом, мы можем определить:

1. Опыт решения воспитательных задач, сходных с выполняемыми в МВД России как сравнительный материал для определения эффективности воспитательной работы (например, опыт профилактики правонарушений и нарушений служебной дисциплины среди сотрудников правоохранительных органов Великобритании).

2. Опыт альтернативных путей решения актуальной для МВД России воспитательной проблемы за рубежом (например, обязательное участие или неучастие в нравственном воспитании персонала правоохранительных органов представителей различных религиозных конфессий; в странах Европы, США этот опыт различен).

3. Опыт решения воспитательных задач как материал для определения более эффективных инновационных путей работы с личным составом (например, опыт привлечения СМИ для повышения престижа полиции в США, Великобритании, Франции, Германии).

4. Опыт воспитательной работы с персоналом правоохранительных органов за рубежом как исходный материал для постановки актуальных инновационных воспитательных задач и определения инновационных путей их решения (например, опыт стимулирования сотрудников к постоянному, в течение всей службы, самостоятельному повышению своего образовательного уровня и профессиональной квалификации, характерный для США и ряда других стран).

Таким образом, при всей специфике определения и анализа отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы ведущим для руководителя при определении необходимости его анализа и внедрения выступают актуальность, эффективности и инновационность как главные критерии.