logo
учебник Кикоть ОВД 480 с

§ 2. Планирование воспитательной работы и ее организация

Успешное решение органами внутренних дел стоящих перед ними задач, главными из которых являются повышение эффективности борьбы с преступностью, укрепление правопорядка и безопасности в стране, обеспечение надежной защиты прав и интересов ее граждан, напрямую связано с совершенствованием работы с личным составом. Ее цель — формирование в органах внутренних дел высокопрофессионального кадрового состава посредством привлечения специалистов, обладающих высоким уровнем специальных знаний, умений и навыков, морально-нравственными качествами и правовой культурой.

Сегодня перед Министерством внутренних дел Российской Федерации как никогда остро стоит задача повышения эффективности воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел, обеспечения позитивного влияния на ход и результаты оперативно-служебной деятельности, формирование достойного нравственного облика сотрудников милиции, состояние служебной дисциплины и законности.

В своем выступлении на Всероссийском совещании руководителей аппаратов по работе с личным составом Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р.Г. Нургалиев подчеркнул, что возможности системы воспитательной работы в том виде, в каком она есть сегодня, в значительной степени уже исчерпаны и, по сути дела, не оказывают позитивного влияния на ход и результаты оперативно-служебной деятельности, формирование достойного и нравственного облика сотрудника органов внутренних дел, состояние служебной дисциплины и законности в подразделении. Стала настоятельной необходимостью глубокая модернизация в целом воспитательной работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел1.

Глава ведомства также обратил внимание на необходимость усиления воспитательной работы с действующим личным составом органов внутренних дел, приоритетом которой является сам человек, с его конкретными нуждами, его семья, судьба его детей. Нужно внимательно подходить к мотивации и адаптации в коллективе молодых сотрудников, созданию и поддержанию благоприятного морально-психологического климата.

С изданием 1 февраля 2007 года приказа МВД России № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» и утверждением Программы комплексного реформирования на 2007–2009 годы начался принципиально новый период развития. Он связан с модернизацией всей системы организации, планирования и содержания воспитательной работы, приведением в соответствие с современным этапом развития Министерства, приоритетными направлениями оперативно-служебной деятельности.

Наряду с важнейшими методологическими и мировоззренческими проблемами должен быть решен комплекс важнейших организационно-методических вопросов.

Так, Программой комплексного реформирования предусмотрены разработка и внедрение в течение 2008-2009 годов специальных профессионально ориентированных программ воспитания сотрудников органов внутренних дел, тем самым обеспечив реализацию на практике принципа дифференцированного подхода в воспитании сотрудников.

Это сложная стратегическая задача, без решения которой невозможно будущее обновленной системы воспитательной работы. Совершенно очевидно, что система воспитания современного сотрудника органов внутренних дел должна состоять из двух подсистем:

‑ общей части, которая решает задачи социализации, гражданского, патриотического и профессионально-деонтологического воспитания;

− и специальной части, рассчитанной на работу с определенными профессиональными и должностными категориями и решающую задачи формирования мотивации деятельности, корпоративной идеологии, профилактики и предупреждения профессиональных деформаций личности, нарушений дисциплины и законности2.

Формируется действенная система антикоррупционных мер, сопровождающая служебную деятельность каждого сотрудника. Существующие сегодня отдельные фрагменты и планы объединяются в единый комплекс. Создание такой системы определяет необходимость четкой организации и планирования, профилактических мер и соответствующей воспитательной работы.

В соответствии с приказом МВД России № 120-2007 г. «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» персональная ответственность за организацию, состояние и результативность воспитательной работы возложена на начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД и их заместителей по работе с личным составом.

Организуя и планируя воспитательную работу, они должны исходить из требований Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, приказов МВД России, указаний, предложений и рекомендаций управления по работе с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России, основных положений педагогики и психологии.

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 35), также возлагает на начальников ответственность за состояние служебной дисциплины, обязывает их предъявлять высокую требовательность к подчиненным, воспитывать у них чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей. Непосредственная организация этой деятельности (ответственность за привлечение руководителей к воспитанию подчиненных сотрудников) возлагается на заместителей начальников по работе с личным составом, а также на кадровые и воспитательные подразделения1.

Как показывает практика, чтобы эффективно вести воспитательную работу с личным составом органов внутренних дел МВД России, необходимо, прежде всего, четко представить ее цели и задачи, которые обусловлены современными требованиями общества и характером деятельности органов внутренних дел, личности сотрудника.

Одним из основополагающих элементов структуры процесса воспитания, является цель воспитания. Именно она определяет решение всех узловых проблем теории воспитания. Как говорил А. С. Макаренко, «чрезвычайно существенный момент в нашей работе — она должна быть до конца целесообразна»2. Он отмечал, что воспитатель, который ясно не представляет себе конкретной цели, всегда аполитичен, не должен работать с людьми.

Организация и осуществление воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел имеют следующие основные цели:

Исходя из целей, в обобщенном виде задачи организации воспитательной работы можно сформулировать следующим образом:

Под организацией воспитательной работы понимают управленческую деятельность начальников органов внутренних дел и их заместителей по работе с личным составом по реализации ее целей и задач на основе принятых решений.

Основными принципами организации воспитательной работы с личным составом являются:

Процесс организации воспитательной работы предполагает использование соответствующих организационных методов: планирование воспитательных воздействий; постановка задач воспитательного характера; контроль и корректировка деятельности и поведения; оказание практической помощи организаторам воспитания; оценка действий и поступков; моральное и материальное стимулирование1.

Как свидетельствует практика, организатору процесса воспитания необходимо знать и применять на практике методы организации. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что к методам организации процесса воспитания относятся:

Кроме того, при организации воспитания с личным составом широко используются общепедагогические методы воспитательного воздействия (убеждение, упражнение, личный пример) и дидактического воздействия (разъяснение, обсуждение, показ, самостоятельная работа и др.)2.

В неразрывном единстве с методами организации воспитания находятся ее формы. К ним относятся: служебные совещания, инструктажи, семинары, обмен опытом, беседы, подведение итогов воспитательной работы.

Организаторами воспитательной работы являются начальник органа, учреждения, подразделения внутренних дел и его заместитель по работе с личным составом. Прежде всего, они должны определить и назначить лиц, ответственных за проведение воспитательной работы с личным составом, сформулировать их задачи и функции, наметить общую схему организации воспитательной работы в органе внутренних дел, зафиксировав указанные моменты в соответствующем управленческом решении (приказе, директиве, распоряжении).

В повседневной практической деятельности нередко возникает вопрос, с кем конкретно должен проводить воспитательную работу начальник органа внутренних дел, если в его подчинении нередко и до нескольких десятков, а иногда и сотен сотрудников? Знать индивидуальные особенности и качества каждого сотрудника, возможно ли это? А если да, то, как этого достичь?

В связи с этим целесообразно вспомнить высказывание русского генерала М. И. Драгомирова: «Полковой командир — большой человек: он правит, а не везет… Он глава полковой семьи и первый радетель о поддержании в ней доброго товарищества, любви к своему делу, уважения к воинскому званию… Его слово — закон в части, и потому никогда не сваливает вину на подчиненных, а берет ее на себя, помня, что во всем хорошем, как и дурном, он и голова, и ответчик… Он определительно ставит цели… и настойчиво требует их достижения.… Если требует чего-нибудь нового, должен сам показать, как делать»1.

С учетом анализа оценок роли командира полка, а в полной мере указанный анализ можно относить и к начальнику органа внутренних дел, сделанных знаменитым военным педагогом, представляется возможным дать некоторые рекомендации. Прежде всего, важно изучать деловые, политические и моральные качества своих заместителей, являющихся первыми помощниками в выполнении поставленной жизнью задачи — дойти до каждого, отдельного сотрудника.

Однако, как известно, даже для этого регламент службы не предусматривает специального времени. Познание, как правило, осуществляется в процессе оперативно-служебной деятельности. Выявленные нюансы индивидуальных особенностей заместителей, иных сотрудников помогают сформировать портрет личности офицера, ответственного за конкретный участок многогранной оперативно-служебной деятельности.

В связи с изложенным выше, можно выделить два направления индивидуального воздействия начальника органа внутренних дел:

По опыту практики воспитательной работы, наиболее приемлем второй вариант. Вникая в стиль и методы работы своих заместителей, лиц, зачисленных в резерв на эти должности, начальник личным примером внедряет дух сотрудничества. При этом в первую очередь, уделяет особое внимание тому, кто имеет определенные упущения и отставания по службе. Устанавливает причины отставания и на основе их анализа планирует воспитательную работу с этими заместителями.

Начальнику органа внутренних дел необходимо составлять план индивидуальной воспитательной работы на месяц, а результаты персонального воздействия своевременно фиксировать.

Обратим внимание на практику работы начальников органов внутренних дел со своими заместителями. У некоторых сложилась определенная система, включающая:

Среди слагаемых успеха работы с заместителями считаем необходимым, выделить умение начальника слушать их мнения и предложения. Культура общения начальника со своими заместителями оказывает самое благоприятное воздействие на взаимоотношения в горрайлиноргане внутренних дел.

В работе с заместителями руководителю целесообразно выполнять следующие рекомендации:

Что значит для начальника руководство воспитательной работой в горрайлиноргане внутренних дел? Анализируя теоретический и практический опыт можно ответить на этот вопрос следующим образом:

То есть в системе воспитательной работы начальнику горрайлиноргана внутренних дел отводится особая роль: организатора, руководителя, исполнителя.

По мнению С. С. Козлова, главным научно обоснованным критерием эффективности воспитательной работы руководителя в подчиненном ему коллективе сотрудников органов внутренних дел следует считать морально-психологическое состояние личного состава, коллективные и групповые мнения, настроения и возникающую на этой основе систему отношения сотрудников к служебному долгу, к социальной функции органов внутренних дел и к конкретным оперативно-служебным задачам.

Заместитель по работе с личным составом проводит воспитательную работу с сотрудниками кадровых аппаратов, руководителями общественных формирований, начальниками служб и подразделений горрайлиноргана внутренних дел и отдельными сотрудниками, требующими усиленного воспитательного воздействия, обладающую рядом отличительных особенностей в сравнении с воспитательной работой начальника горрайлиноргана и включающих в себя:

На наш взгляд, одной из главных задач заместителя по работе с личным составом, как одного из организаторов воспитательной работы, является привлечение и обучение различным формам и методам индивидуального воздействия на личность конкретного сотрудника, всех субъектов воспитательной работы.

Одним из современных и важных аргументов при убеждении руководителей органов внутренних дел всех степеней в необходимости проведения воспитательной работы с подчиненными может и должен стать опыт организации управления и проведения воспитательной работы при подготовке новых сотрудников полиции в европейских странах.

В зависимости от набора новых сотрудников процесс воспитательной работы лиц, принятых на службу в полицию, делится на два вида:

1. При отсутствии конкурсного приема перед руководителями и сотрудниками, ответственными за проведение воспитательной работы, встает задача по формированию качеств, которыми необходимо обладать полицейскому.

2. В случае приема на работу лиц, отвечающих большинству профессиональных требований, следует проводить работу по укреплению личных положительных качеств.

Так, в полиции Германии обучение наблюдению за абитуриентами в процессе отбора основано на критериях выявления их положительных качеств, каталоге вопросов, особенностях наблюдения и оценки.

К проблемам такого наблюдения следует отнести субъективность оценки социальных способностей претендентов. Субъективизм оценки должен контролироваться. Контроль основан на разработанных стандартах положительных качеств, структуризации процесса отбора, информировании членов комиссии о возможных ошибках восприятия и оценки1.

Наиболее важным компонентом воспитательной работы является подготовка новых сотрудников полиции, которая включает проведение теоретических и практических занятий по овладению знаниями и умениями, необходимыми полицейскому. На практических занятиях путем инсценировок формируются и развиваются самостоятельные навыки принятия решения при обстоятельствах, в которых сотрудник полиции может быть вовлечен в ситуацию совершения правонарушения. В случае обнаружения факта совершения правонарушения каждый полицейский должен действовать в соответствии с профессиональными этическими нормами. Для этого принимаются меры по формированию чувства ответственности у полицейского перед другими сотрудниками подразделения. Профессионально-этическая подготовка полицейских проводится с момента поступления на службу и носит постоянный характер.

В 2000 году по приказу министра внутренних дел Венгрии в Будапеште был проведен тест на склонность сотрудников полиции к совершению правонарушений. Этот психологический тест представлял собой ряд задач по нахождению выхода из сложных ситуаций, не только связанных с работой, но и бытовых, в которых главным средством решения возникших проблем могли быть только финансовые средства. Каждый тестируемый должен был найти свой выход из предложенной ситуации. В ходе предварительного теста, проведенного среди полицейских одного из районов венгерской столицы, выяснилось, что лишь 60% сотрудников соответствует предъявляемым морально-этическим нормам.

На моральный облик полицейского большое влияние оказывает положительный климат в коллективе. Процесс формирования и поддержания такого климата включает:

Можно сказать, что знание и учет подходов повышения нравственной культуры полицейских, улучшения морально-психологического климата в коллективе, предупреждения совершения правонарушений обеспечивает повышение эффективности работы и доверия к полиции в целом. Поэтому проведение воспитательной работы с личным составом является одним из приоритетных направлений деятельности полиции1.

Цель кадровой и воспитательной работы — совершенствование кадрового потенциала полицейских служб, повышение их профессиональных качеств для эффективного противостояния любым противоправным действиям. Воспитательная работа с персоналом (личным составом) представляет собой комплексную систему, неотделимую от процесса прохождения службы в полиции, и это является характерной чертой практически для всех зарубежных полицейских организаций1.

Каждый руководитель должен четко знать, что действенность воспитательной работы зависит от следующих основных факторов:

Научно-обоснованная организация и проведение воспитательной работы и ее успех, во многом зависит, от своевременного и правильного планирования.

Как показывает практика, планирование мер по активизации воспитательной работы и состояние контроля за выполнением намеченных мероприятий еще не отвечает предъявляемым требованиям. Во многих органах внутренних дел составлению планов не предшествует глубокая аналитическая работа, а сами планы еще не стали взвешенной программой конкретных действий. В них отсутствуют новизна, необходимая конкретность, комплексность и обоснованность планируемых мероприятий, их преемственность по целям и реальность сроков исполнения.

Низкое качество планирования сочетается и с ослаблением системы контроля за ходом выполнения запланированных мероприятий, что приводит к необоснованному переносу сроков выполнения тех или иных мероприятий.

На наш взгляд, под планированием воспитательной работы в органах и подразделениях внутренних дел следует понимать деятельность субъектов воспитательной работы по определению целей и задач, средств и способов, принципов и методов, возможных к использованию последовательно и творчески, при проведении воспитательной работы на предстоящий период оперативно-служебной деятельности, способствующих ее выполнению в соответствии с требованиями действующего законодательства и в конкретные сроки.

То есть планирование — это один из важнейших элементов организации воспитательной работы, а сам план — это руководящий, научно-обоснованный документ, рассчитанный на определенный отрезок времени и предусматривающий мероприятия, которые необходимо осуществить конкретным сотрудникам (руководителям, наставникам, общественным организациям и объединениям), с конкретными категориями и личностями сотрудников и в конкретные сроки1.

Значение планирования в организации воспитательной работы заключается в том, что:

В горрайлиноргане внутренних дел мероприятия воспитательной работы включаются отдельным разделом в план работы на год2.

В плане мероприятий горрайлиноргана внутренних дел по организации воспитательной работы, в частности, находят отражение следующие направления деятельности:

Руководители служб и подразделений планируют воспитательную работу в специальных разделах планов работы данных коллективов. В них могут включаться мероприятия по следующим основным направлениям воспитательной работы:3

Организация планирования индивидуальной воспитательной работы отличается своими особенностями1. Во многих горрайлинорганах внутренних дел, их структурных подразделениях и службах хорошо себя зарекомендовала практика составления ежеквартальных планов индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками, согласовываемых с заместителями по работе с личным составом и утверждаемых начальником горрайлиноргана внутренних дел.

Полагаем, что руководитель горрайлиноргана внутренних дел должен планировать такую работу со своими заместителями и лицами, зачисленными в резерв на выдвижение на названные должности, его заместители соответственно с руководителями структурных подразделений и лицами, зачисленными в резерв на выдвижения на их должности, руководители структурных подразделений и служб со всеми сотрудниками, находящимися в непосредственном подчинении по роду оперативно-служебной деятельности.

Структура планов индивидуальной воспитательной работы может быть различной и зависит от служебного положения руководителя, его опыта работы, количества сотрудников, с которыми необходимо проводить индивидуальную воспитательную работу и ряда других факторов и включать в себя следующие разделы: